Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
В составе председательствующего Сильченко Р.П.,
судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.,
при секретаре Тихоновой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2012 года по иску Калиничевой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костомукша Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ г. N ХХ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с недостаточностью специального стажа, который, по мнению ответчика, составил ХХ лет ХХ месяца ХХ дней, что менее требуемых по закону 25 лет. В стаж педагогической деятельности не был включен период работы истицы в качестве ... с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., поскольку на 01.01.2001 г. ее стаж педагогической деятельности составил ХХ лет ХХ месяца ХХ дней, что менее требуемых 16 лет 08 месяцев. С вынесенным решением ответчика не согласна, просила суд назначить досрочную трудовую пенсию с ХХ.ХХ.ХХ года.
Решением суда в иске отказано.
С вынесенным судебным постановлением не согласна истица, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что с ХХ.ХХ.ХХ года и по настоящее время постоянно осуществляет педагогическую деятельность сначала в качестве ..., затем в качестве ..., и выполняет норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Считает, что Конституционный суд РФ в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшие на момент приобретения права.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Согласно пункту 12 Правил N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ХХ.ХХ.ХХ года истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от ХХ.ХХ.ХХ г. N ХХ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный стаж истицы на момент обращения составил ХХ лет ХХ месяца ХХ дней.
В льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ответчик не включил период работы истицы ... в МОУ ДОД " ДМШ им. Г.А.В." с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г.
Судебная коллегия полагает верным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований истицы, поскольку истица не имеет необходимого специального стажа для признания за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии. МОУ ДОД " ДМШ им. Г.А.В." предусмотрена п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, при этом специальный стаж истицы на 01.01.2001 г. составил менее 16 лет 8 месяцев, следовательно, ответчиком правомерно не учтен стаж работы истицы преподавателем с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г.
Довод апелляционной жалобы истицы, что Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшие на момент приобретения права, является несостоятельным по следующим основаниям.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 1535-О-О, возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности ... в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности ... в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности ... в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность ... в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности. Оспариваемая заявительницей норма фактически воспроизводит это положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности ... в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
____________________ (Чернобай Н.Л.), _____ _________________ 2012 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ (Данилов О.И.), _____ _________________ 2012 г.
"Разместить на сайте" судья Верховного Суда РК
_____________________ (Сильченко Р.П.), ______ _________________ 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.