СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е.,
судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Вахниной Е.А.
рассмотрев в судебном заседании 16 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Сыктывдинского городского суда Республики Коми от 11 мая 2012 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Сивковой З.В. о признании незаконным отказа администрации МО МР "Сыктывдинский" в постановке на учет на получение социальной выплаты N от ДД.ММ.ГГГГ и взыскании с администрации МО МР "Сыктывдинский" компенсации морального вреда отказано.
На Агентство Республики Коми по социальному развитию возложена обязанность поставить Сивкову З.В. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения представителя истца Прокушевой Г.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сивкова З.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" о признании отказа в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья незаконным и о возложении обязанности поставить ее на учет граждан.
В дальнейшем Сивкова З.В. дополнила исковые требования о взыскании с администрации МО МР "Сыктывдинский" компенсации морального вреда, индексации причитающейся социальной выплаты.
В обоснование требований указала, что является вдовой Ветерана Великой Отечественной войны и в ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с приложением соответствующих документов, после чего должностные лица администрации района проводили исследование дома Сивковой З.В. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N администрация МО МР "Сыктывдинский" было отказано Сивковой З.В. в постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. С данным решением Сивкова З.В. не согласна поскольку она является инвалидом ... группы по зрению, в силу преклонного возраста ей затруднительно обслуживать себя самостоятельно, дом, собственником которого является истец, неблагоустроен, водоснабжение отсутствует, отопление печное.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.01.2012 года решение Сыктывдинского районного суда РК от 24.10.2011 года, которым Сивковой З.В. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации МО МР "Сыктывдинский" о признании отказа в постановке на учет незаконным, о возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку из обстоятельств дела следовало, что Сивкова З.В. проживает в жилом помещении, основные конструкции которого требуют капитального ремонта, что, безусловно, наносит вред ее здоровью и несет угрозу ее жизни. Истец, достигшая возраста ... лет, являясь одиноким пенсионером, проживает в отдаленной деревне, где практически никто не проживает, отсутствуют медицинские учреждения, магазины и т.д., и своими силами за счет собственных средств, единственным доходом которых является пенсия, объективно лишена возможности произвести в доме ремонтные работы, необходимые для создания нормальных условий для дальнейшего проживания в нем. Не получив государственной поддержки, Сивкова З.В. не имеет возможности самостоятельно восстановить свое право на проживание в благоприятных условиях и произвести ремонт своего жилища до надлежащего состоянии.
Определением Сыктывдинского районного суда от 14.03.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию.
Истец, ответчик - Агентство РК по социальному развитию, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, участия не принимали. Агентство РК по социальному развитию в письменном отзыве исковые требования не признало.
Представитель истца Прокушева Г.Д. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика - администрации МО МР "Сыктывдинский" исковые требования не признал.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство РК по социальному развитию просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения, постановленного при неправильном применении норм материального права.
Поскольку в части отказа в удовлетворении исковых требований решение суда не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ в этой части не являются предметом проверки судебной коллегии. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. 1, 2, 9 ГК недопустимо.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны апелляционным судом извещены. Представители ответчиков: администрации МО МР "Сыктывдинский" и Агентства Республики Коми по социальному развитию в судебное заседание не явились. Апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Сивкова З.В. относится к категории граждан "вдовы погибших (умерших) инвалидов Войны, участников Великой Отечественной войны".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию МО МР "Сыктывдинский" с заявлением о принятии ее на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с предоставлением соответствующих документов.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N администрация МО МР "Сыктывдинский" отказала Сивковой З.В. в приеме на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Статьей 23.2 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Республики Коми от 06.10.2006 года N 69-РЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" одной из форм обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляемой на основании письменных заявлений граждан, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", является предоставление в порядке, определенном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Законом РК N 30-РЗ от 05.04.2005 закреплено право членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В соответствии со ст.2 названного Закона, указанные граждане на основании заявлений при соблюдении определенных законом условий подлежат постановке на соответствующий учет. При этом, какого-либо иного, чем установлено федеральным законодательством, порядка и оснований признания граждан нуждающимся закон не содержит.
В период обращения истца с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, действовал Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 16 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 22.03.2010 года N 58.
Статей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которым гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; собственники жилых помещений или члены его семьи, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Отказывая в удовлетворении требований Сивковой З.В. о признании незаконным отказа администрации МО МР "Сыктывдинский" в постановке на учет на получение социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГ N и взыскании с администрации МО МР "Сыктывдинский" компенсации морального вреда, суд исходил из установленных по делу обстоятельств, которыми, на день подачи Сивковой З.В. заявления в администрацию МО МР "Сыктывдинский", не подтверждалось наличия законных оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, составленного на основании акта межведомственной комиссии и результатах обследования, жилой дом ..., принадлежащий Сивковой З.В. на праве собственности, соответствовал требованиям, предъявляемым жилому помещению, однако требует ремонта или замены нижних венцов, кровли.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, к которым истица, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, не относилась.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе, что дом, в котором проживает Сивкова З.В., признан пригодным для проживания, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку, материалами дела подтверждено, что жилой дом истицы непригоден для постоянного проживания, а также не имеет всех элементов благоустройства применительно к степени благоустройства населенного пункта.
Возлагая на Агентство Республики Коми по социальному развитию поставить Сивкову З.В. на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, суд правильно исходил из заключения судебной строительной экспертизы, из выводов которой следует, что ..., принадлежащей истице, является непригодным для круглогодичного проживания, так как не соответствует установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (СП, СНиП, СанПин), строительным норма, действующим на территории РФ. Причинами непригодности являются: невозможность создания температуры внутреннего воздуха в зимний период, соответствующей параметрам микроклимата жилого помещения, позволяющего обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов вследствие естественного физического износа ограждающих конструкций; отсутствует капитальный фундамент, который снижает уровень надежности, прочности и устойчивости дома; отсутствует в наличии питьевая вода, а имеется только техническая вода для хозяйственных нужд. Дом пригоден для проживания только в теплое время года, для круглогодичного проживания не пригоден. Расчетный срок службы подобного типа домов в соответствии с ГОСТ Р 54257-2010 составляет 50 лет, фактический - 59 лет. Исходя из того, что дом не имеет капитального фундамента и с учетом физического износа здания, проводить капитальный ремонт дома экономически нецелесообразно, так как это требует возведения нового фундамента, утепления здания, замены окон, дверей, печей и т.д.
Поскольку основные конструкции дома требуют капитального ремонта, что, безусловно, наносит вред здоровью Сивковой З.В. и несет угрозу ее жизни, суд правомерно признал истца нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При установлении судом нуждаемости истца в улучшении жилищных условий доводы жалобы с указанием на несоблюдение установленной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 процедуры признания жилого помещения непригодным выводов суда по существу требований иска не опровергают.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.