СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Н.Г.,
судей Нагорновой О.Н., Ошманкевича Р.А.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2012 г. дело по апелляционной жалобе Смышляевой А.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 января 2012 г., которым в иске Смышляевой А.В. к Акционерному коммерческому банку "Московский Банк Реконструкции и Развития" (ОАО) в лице регионального филиала об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскать разницу между пособием, рассчитанным исходя из среднего размера заработной платы, и выплаченным пособием - отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой Н.Г., объяснения представителя ОАО "МТС-Банк" Чирковой Б.А., представителя ГУ- РО ФСС РФ по РК Шкеневой Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смышляева А.В. обратилась с иском к Акционерному коммерческому банку "Московский Банк Реконструкции и Развития" (ОАО) по месту нахождения регионального филиала об обязании произвести перерасчет пособия по беременности и родам, взыскать разницу между пособием, рассчитанным исходя из среднего размера заработной платы, и выплаченным пособием. В обоснование требований указала на необоснованность ограничения размера пособия, выплаченного работодателем с учетом ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ, поскольку размер ее среднемесячной заработной платы превышал максимальный размер пособия по беременности и родам.
В судебном заседании истец на иске настаивала.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица ГУ РО ФСС РФ по РК считал требования истца не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Смышляева А.В. просит отменить решение суда, как незаконное, ссылаясь на Постановление Конституционного суда Российской Федерации N 4-П от 22.03.2007 г., указывает на необоснованность ограничения работодателем размера пособия по беременности и родам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 25 июля 2005 г. по 18 июля 2011 г.
20 февраля 2009 г. ей выдан лист нетрудоспособности по беременности и родам, в соответствии с которым истцу надлежало приступить к работе с 26 июля 2009 г.
Работодателем за период временной нетрудоспособности выплачено истцу пособие по беременности и родам. Размер пособия был рассчитан исходя из максимального размера пособия в сумме ... руб. в месяц, предусмотренного Федеральным законом от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Принимая во внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, осуществляется работодателем, в действиях которого не усматривается каких-либо нарушений, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В Постановлении от 22 марта 2007 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что само по себе установление максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации конституционных прав граждан не нарушает, если при этом обеспечивается соотносимость величины пособия и подлежащей налогообложению части совокупного заработка (дохода) работающей женщины.
Проверка же целесообразности установления конкретной максимальной суммы пособия фактически означала бы оценку экономической обоснованности правового регулирования, осуществленного федеральным законодателем во исполнение названного Постановления, что не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Норма, которой был установлен максимальный размер пособия по беременности и родам на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 22 марта 2007 года N 4-П (часть 1 статьи 13 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"), признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 39 (часть 2), 41 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действовавшего на тот момент правового регулирования ею несоразмерно ограничивался размер пособия по беременности и родам для застрахованных женщин, чей средний заработок превышает предусмотренную в ней предельную сумму.
Вместе с тем, на момент принятия указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации действовал Федеральный закон N 255-ФЗ (вступивший в законную силу с 01.01.2007), статьей 11 которого предусматривалось, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. Данная правовая норма не была признана неконституционной.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 25 ноября 2008 г. N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 25 390 рублей.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер пособия по беременности и родам, подлежащий выплате истцу должен быть определен исходя из установленного пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 216-ФЗ максимального размера этого пособия. В 2009 году максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не мог превышать 25 390 рублей.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности ограничения работодателем размера пособия по беременности и родам со ссылкой на Постановление Конституционного суда Российской Федерации N4-П от 22.03.2007 являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и по существу сводятся к неправильному толкованию действующего законодательства, поскольку норма о максимальном размере пособия по беременности и родам, на неконституционность которой ссылается заявитель, на момент исчисления и выплаты ей пособия фактически не действовала, в связи с чем приведенные в жалобе доводы подлежат отклонению.
Не является основанием к отмене судебного решения и приведенная в жалобе ссылка на судебную практику, поскольку касается иных обстоятельств и не свидетельствует о неправильном применении судом по настоящему делу норм материального права. Кроме того, российское законодательство не предусматривает применение состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 января 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смышляевой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.