СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Архаровой Л.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Вахниной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Троицко-Печорский" на решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 марта 2012 года, по которому
Иск удовлетворен.
Признан недействительным договор социального найма жилого помещения N, заключенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района "Троицко-Печорский" и Тороповой М.П. в отношении жилого помещения, расположенного по адресу ....
Обязана администрация муниципального района "Троицко-Печорский" в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Тороповой М.П. по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, отвечающее санитарным и техническим нормам, благоустроенное применительно к условиям ... и находящееся в черте данного населенного пункта, с учетом состава ее семьи на момент исполнения судебного решения в соответствии с нормами предоставления:
... квадратных метров общей площади - на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
... квадратных метра общей площади - на одинокого гражданина;
... квадратных метра общей площади - на семью из двух человек.
Взыскано с администрации муниципального района "Троицко-Печорский" за счет средств казны муниципального района "Троицко-Печорский" в пользу Тороповой М.П. возмещение судебных расходов в сумме ... рублей.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя администрации муниципального района "Троицко-Печорский" Спасскую К.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Торопова М.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Троицко-Печорский" о возложении обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение в ..., пригодное для постоянного проживания и благоустроенное к условиям ..., на состав семьи три человека, на условиях договора социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления; о взыскании расходов по уплате государственной пошлины. В обоснование иска указала, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем и в соответствии с законом имеет право на получение жилого помещения. Ответчик предоставил ей комнату в общежитии по адресу .... В ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в администрацию района с просьбой о продлении договора найма комнаты в общежитии. С ней согласились заключить соглашение о продлении найма комнаты в общежитии при условии, если одновременно с этим она подпишет договор социального найма в отношении квартиры родителей, расположенной по адресу .... Она вынужденно подписала вышеуказанный договор социального найма, в котором в качестве члена её семьи была указана мать, ранее зарегистрированная в этой же квартире.
Истец и ее представитель в судебном заседании иск поддержали, дополнили требованием о признании недействительным договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу ..., просили обязать ответчика предоставить жилое помещение с учетом состава семьи на момент исполнения судебного решения.
Представитель администрации муниципального района "Троицко-Печорский" с иском не согласилась.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района "Троицко-Печорский" просит решение суда изменить в части предоставления жилья на состав семьи из трех человек, так как супруг и ребенок истца не имеют права претендовать на получение жилого помещения, в связи с отсутствием законных оснований.
Проверив материалы дела на основании ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Торопова (Пыстина) М.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ года была зачислена в группу воспитанников ... с ... класса.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ Торопова М.П. обучалась в ....
Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители заочным решением ... суда от ДД.ММ.ГГГГ. года были лишены родительских прав.
В письмах ... и администрации муниципального района "Троицко-Печорский" сообщается, что попечительство над Тороповой М.П. не устанавливалось, статус несовершеннолетней определен не был, жилье за ней не закреплялось.
В период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Торопова М.П. обучалась в ... по очной форме обучения.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении комнаты в общежитии.
Постановлением главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. N Тороповой М.П. была выделена комната в общежитии из специализированного жилищного фонда по адресу ....
ДД.ММ.ГГГГ года между сторонами был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу .... Согласно договору, совместно с истцом (нанимателем) в квартиру вселяются её мать ФИО20 и дочь ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В соответствии с п. 4 данного договора, наймодатель обязуется передать нанимателю по акту свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям.
Актами обследования квартиры ... установлено, что кровля над одной из комнат протекает, стены деформированы, на окнах частично отсутствуют стекла, радиаторы системы местного отопления отсутствуют, кухонный очаг разрушен, крыльцо дома пришло в негодность, печь в квартире отсутствует, потолок в одной из комнат отвалился, выгребная яма туалета завалена.
По обращениям Тороповой М.П. о проведении оценки указанной квартиры на предмет пригодности для проживания и о предоставлении жилого помещения пригодного для проживания, оценка проведена не была, жилое помещение не предоставлено в связи с утратой права на обращение по вопросу обеспечения жилым помещением, поскольку достигла возраста 26 лет.
ДД.ММ.ГГГГ года у истца родилась дочь ФИО23, а ДД.ММ.ГГГГ. Торопова М.П. заключила брак с ФИО22
Разрешая заявленный иск, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, не имеющая пригодного для проживания и закрепленного жилого помещения, имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".
Согласно статье 2 Закона N 139-РЗ (в редакции от 28.09.2011г.) жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 1). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (часть 2). Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 3). В случае если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств (часть 4).
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 139-РЗ указано, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 мая 2011 года "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по жалобам граждан Купцовой Олеси Олеговны и Шебыревой Татьяны Вячеславовны" пункт 2 части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ признан соответствующим Конституции Республики Коми.
Как правильно указал суд первой инстанции гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения 23-летнего возраста. Неисполнение компетентными органами установленной законом обязанности по предоставлению жилья лицам, отнесенным к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа, не является основанием для лишения таких лиц гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья по достижении ими 23-летнего возраста.
Частью 1 ст.9 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. N139-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011г. N32-РЗ) установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Положения части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ в той мере, в какой они предусматривают предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 признаны несоответствующими Конституции Республики Коми как нарушающие конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства, социального статуса и других обстоятельств, умаляют право указанной категории лиц на жилище.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 приведенный в части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ порядок предоставления указанным лицам жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, противоречит прописанным в законе принципам деятельности органов государственной власти Республики Коми в вопросах передачи своих полномочий по социальной поддержке населения органам местного самоуправления и сохранения при этом уже достигнутого уровня социальной защиты граждан, в том числе и в области жилищных отношений. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не предполагает каких-либо произвольных изменений в ранее действующем правовом регулировании и в силу требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ исключает возможность снижения объема государственных гарантий в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Республики Коми, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья следует руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в соответствии с которыми жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялось указанной категории граждан по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м., как одиноким гражданам.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера предоставляемого жилья. С учетом приведенных выше требований закона следует определить, что администрация муниципального района "Троицко-Печорский" обязана предоставить Тороповой Марии Петровне вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории ... на состав семьи один человек общей площадью не менее ... кв.м.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 марта 2012 года изменить.
Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Обязать администрацию муниципального района "Троицко-Печорский" предоставить Тороповой М.П. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение на территории ... на состав семьи один человек общей площадью не менее ... кв.м.
В остальной части решение Троицко-Печорского районного суда Республики Коми от 28 марта 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.