Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Слепухина Л.М.,
при секретаре Петраковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Молева В. В. на решение Вологодского городского суда от 19 марта 2012 года, которым признан незаконным отказ Северо-Западного регионального центра МЧС России в выдаче Молеву В. В. государственного жилищного сертификата в 2011-2012 гг. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год".
В удовлетворении остальной части требований Молеву В. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения заявителя Молева В.В., его представителя Малышева А.Р., представителя заинтересованного лица Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по доверенности Короленко-Лукьяновой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Молев В.В. имеет стаж военной службы и службы в органах внутренних дел более 26 лет; в период с 05.05.1994 по 30.06.2005 проходил службу в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области (далее Главное управление МЧС России по Вологодской области, ГУ МЧС России по Вологодской области); с 1994 года состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
В настоящее время Молев В.В. вместе с семьёй из четырёх человек проживает в г.Вологде в квартире общей площадью ... кв.м., которая находится в собственности его жены М.О.И.
Решением Вологодского городского суда от 06.09.2010 с учетом изменений, внесенных определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 29.10.2010 на ГУ МЧС России по Вологодской области возложена обязанность включить Молева В.В. с семьей из четырех человек в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год".
На основании решения суда жилищная комиссия ГУ МЧС России по Вологодской области 07.12.2010 года включила Молева В.В. в программу "Государственные жилищные сертификаты" на 2010 год.
31.05.2011 Молев В.В. направил пакет документов для получения государственного жилищного сертификата в Северо-Западный региональный центр МЧС России.
Письмом заместителя начальника Северо-Западного регионального центра МЧС России от 17.10.2011 Молеву В.В. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в 2011-2012 годах со ссылкой на то, что он не включен в список участников ГУ МЧС России по Вологодской области, имеющих право на получение сертификата в 2011-2012 г.г., поскольку в соответствии с приказом МЧС России от 12.04.2006 N 229 начальники региональных центров МЧС России представляют в Департамент инвестиции и капитального строительства МЧС России до 01 сентября года, предшествующего планируемому, заявку на планируемый год на необходимое количество сертификатов с разбивкой по субъектам. В письме также указано на то, что представленные Молевым В.В. в региональный центр документы на получение сертификата будут вместе с материалами его учетного дела переданы в Северо-Западный филиал ФГУ "Госэкспертиза" в области ГОЧС и пожарной безопасности.
Оспаривая правомерность принятого решения, 23.01.2012 Молев В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Северо-Западного регионального центра МЧС России в выдаче государственного жилищного сертификата в 2011-2012 г.г. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год"; обязать Северо-Западный региональный центр МЧС России оформить выдачу государственного жилищного сертификата в 2012 году.
В судебном заседании заявитель Молев В.В. и его представитель Малышев А.Р. заявленные требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Козляков Г.А. с заявлением не согласился, полагая, что Северо-Западный региональный центр МЧС России не является лицом, ответственным за выдачу сертификатов. Пояснил, что все документы Молева В.В. согласно положению СЗРЦ, направлены в ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" МЧС России (или Главгосэкспертизу), которое в настоящее время и занимается выдачей сертификатов. Просил заявление Молева В.В. оставить без удовлетворения.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Молев В.В. просит решение суда изменить в части отказа в возложении обязанности на Северо-Западный региональный центр МЧС России по оформлению ему Государственного жилищного сертификата и принять новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, а согласно части 4 этой статьи суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (пункт 28).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Из раздела II указанной подпрограммы следует, что гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств
федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно разделу V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01.01.2005 были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданском обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после 01.01.2005, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Как следует из материалов дела решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Вологодской области от 07.12.2010, принятым на основании решения Вологодского городского суда от 06.09.2010 с учетом изменений, внесенных определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 29.10.2010, Молев В.В. включен в список участников программы "Государственные Жилищные Сертификаты" на 2010 год, документы на получение государственного жилищного сертификата в 2011-2012 г.г. Молев В.В. направил в Северо-Западный региональный центр МЧС России в установленные сроки, жилищный сертификат ему до настоящего времени не выдан.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции, исходя из изложенного, пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Северо-Западного регионального центра МЧС России в выдаче Молеву В.В. государственного жилищного сертификата в 2011-2012 гг. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год" является незаконным, поскольку нарушает жилищные права заявителя.
В то же время суд отказал Молеву В.В. в удовлетворении требований о возложении на Северо-Западный региональный центр МЧС России обязанности по выдаче ему государственного жилищного сертификата в 2012 году, поскольку пришел к выводу о том, что возложение на региональный центр МЧС такой обязанности в настоящее время невозможно ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку признав действия Северо-Западного регионального центра МЧС России незаконными, суд в нарушение требований статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации фактически отказал заявителю в восстановлении нарушенного права.
В силу положений подпункта 12 пункта 10 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2004 N 458 (в ред. Приказа МЧС России от 11.01.2012 N 3) региональный центр МЧС России участвует в работе по учету военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории федерального округа, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, и обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
На основании приказа МЧС России от 25.07.2011 N 398 с 01.10.2011 функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее -Госэкспертиза МЧС России).
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований Федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", создано федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Приказом МЧС России от 17.10.2011 N 598 утвержден Устав федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
С учетом названных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в настоящее время функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы осуществляет Госэкспертиза МЧС России.
Вместе с тем, суд не учел, что на момент представления Молевым В.В. документов в Северо-Западный региональный центр МЧС России на получение государственного жилищного сертификата (до 01.09.2011) и на момент принятия судом решения (19.03.2012) действовало Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС РФ от 01.10.2004 N 458 (в ред. Приказа МЧС России от 22.12.2010 N 671), согласно которому региональный центр МЧС России был наделен полномочиями по организации учета военнослужащих, сотрудников, гражданских служащих, работников регионального центра МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и по обеспечению их жилыми помещениями в установленном порядке.
Изменения, внесенные в данное Положение Приказом МЧС РФ от 11.01.2012 N 3, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - 26.03.2012), т.е. 06.04.2012.
При этом внесенные изменения также не исключали возможность Северо-Западного регионального центра МЧС России участвовать в работе по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями в установленном порядке во взаимодействии с уполномоченным органом МЧС России по жилищному обеспечению.
При указанных обстоятельствах решение суда в указанной части не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием нового решения о возложении на Северо-Западный региональный центр МЧС России обязанности по оформлению выдачи Молеву В.В. государственного жилищного сертификата в 2012 г. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год" согласно Списку участников программы ГЖС на 2010 год.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 19 марта 2012 года в части отказа в возложении обязанности на Северо-Западный региональный центр МЧС России по оформлению выдачи Молеву Владимиру Валентиновичу Государственного жилищного сертификата - отменить.
Принять в данной части новое решение.
Обязать Северо-Западный региональный центр МЧС России оформить выдачу Молеву Владимиру Валентиновичу государственного жилищного сертификата в 2012 г. как участнику подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2010 год" согласно Списку участников программы ГЖС на 2010 год.
В остальной части решение Вологодского городского суда от 19 марта 2012 года оставить без изменения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
Л.М.Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.