Судья Вологодского областного суда Слепухин Л.М. при секретаре Другове Д.Н., рассмотрев жалобу директора закрытого акционерного обществам "Малечкино" Ельцова А. В. на постановление судьи Череповецкого районного суда от 05 июня 2012 года, которым закрытое акционерное общество "Малечкино" подвергнуто административному наказанию по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере ... рублей,
УСТАНОВИЛ:
в период с 05 марта 2012 года по 02 апреля 2012 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ЗАО "Малечкино", в ходе которой было установлено, что предприятие осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов без специального разрешения (лицензии), что является нарушением статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
09 апреля 2012 года государственным инспектором по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5 в отношении ЗАО "Малечкино" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данным протоколом ЗАО "Малечкино" использует на собственном предприятии следующие виды отходов:
- масла моторные отработанные, масла трансмиссионные отработанные, масла компрессионные отработанные, шлам очистки трубопроводов и емкостей от разнородных нефтепродуктов - используются в качестве смазки деталей станков, а также заливки в редукторы двигателей (все 3 класса опасности);
- помет куриный свежий (3 кл. оп.), отходы (осадки) при механической или биологической очистке сточных вод (избыточный активный ил) (4 кл.оп.), отходы от механической очистки зерна (зерновые отходы) (5 кл. оп.) - используются на площадке буртования для приготовления компоста, который используется в качестве удобрения на поля;
- отходы скорлупы яичной (отбракованная яичная масса) (4 кл. оп.), отходы скорлупы яичной (бой яиц со скорлупой) (4 кл. оп.), тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосторожности по избежание инфицирования (тела птиц (падеж)) (4 кл. оп.), скорлупа от куриных яиц (5 кл. оп.) - направляются в цех технических фабрикатов на обработку под высоким давлением в котле-утилизаторе согласно положения о специализированном ветеринарно-санитарном цехе утилизации ЗАО "Малечкино", утвержденного генеральным директором ЗАО "Малечкино" Ельцовым А.В. 05.01.2009 для приготовления мясокостной муки;
- опилки натуральной чистой древесины (5 кл. оп.), стружка натуральной чистой древесины (5 кл. оп.) - используется для устранения проливов нефтепродуктов;
- шлак сварочный (4 кл. оп.), золошлаки от сжигания углей (4 кл. оп.) - используются для планировки территории.
В судебном заседании представитель ЗАО "Малечкино" по доверенности Дрочнева Л.Г. пояснила, что предприятие не имеет лицензию, поскольку для ее получения следовало провести определенную работу, в том числе дорогостоящие исследования, предприятие не имело финансовой возможности для производства этих работ. Работа по получению лицензии ведется с 2010 года, предприятие никогда не имело лицензии на деятельность, связанную с отходами производства.
Представитель Управления Росприроднадзора по Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Судьей вынесено приведенное выше постановление.
В жалобе директором ЗАО "Малечкино" Ельцовым А.В. ставится вопрос об изменении постановления судьи, применении в отношении ЗАО "Малечкино" административного наказания в виде предупреждения. В обоснование указано на отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств, а также на отсутствие необходимости получения лицензии на ряд видов деятельности, тяжелое финансовое положение общества.
В отзыве на жалобу заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Вологодской области Лавров А.М. просит оспариваемое постановление оставить без изменения, вопрос о назначении ЗАО "Малечкино" административного наказания в виде предупреждения оставляет на усмотрение суда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснение представителя ЗАО "Малечкино" Маркиной Л.В., поддержавшей жалобу, полагаю необходимым жалобу удовлетворить, постановление судьи изменить по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N128-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлен порядок переоформления лицензии.
Согласно статье 12 данного Федерального закона деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Вина ЗАО "Малечкино" в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки. Факт отсутствия лицензии на осуществление ряда видов деятельности ЗАО "Малечкино" не оспаривается.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведен перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Согласно части 2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При наложении административного взыскания указанные нормы закона судьей учтены не были. В оспариваемом постановлении судьей не приведены выводы, обосновывающие назначение ЗАО "Малечкино" административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является порядок управления.
Из материалов дела следует, что совершенное ЗАО "Малечкино" административное правонарушение не повлекло возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, имущественный ущерб от совершенного правонарушения отсутствует. Судьей также не было учтено тяжелое материальное положение предприятия, что следует отнести к смягчающим ответственность обстоятельствам. Эти и другие доводы были приведены представителем общества, однако остались без оценки.
Между тем доводы представителя общества следует признать обоснованными. Тяжелое финансовое положение предприятия подтверждается определениями ... суда ... от 22.08.2011, 20.09.2011, решением этого суда от 27.05.2011. Указанное обстоятельство не позволило своевременно получить лицензию. Также вследствие неполучения лицензии каких-либо негативных последствий не наступило. Общество является сельхозпроизводителем, пользуется дотациями, субвенциями, субсидиями. Стоимость лицензии превышает ... рублей, для предприятия это значительные средства.
Судья также учитывает, что ЗАО "Малечкино" предпринимало определенные активные действия, направленные на получение указанной лицензии и в настоящее время такие документы готовятся.
В отзыве на жалобу от 19.07.2012 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области вопрос о применении наказания в виде предупреждения оставляет на усмотрение суда. Тем самым оно определило свое отношение к данному вопросу и не возражает, если будет применено к ЗАО "Малечкино" административное наказание в виде предупреждения, что также свидетельствует о соответствующей оценке совершенного правонарушения.
Полагаю, что при указанных обстоятельствах назначение административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей несоразмерно совершенному деянию, повлечет для ЗАО "Малечкино" дополнительные убытки, а поэтому не может быть признано законным и обоснованным.
Применение в данном случае к ЗАО "Малечкино" меры ответственности в виде предупреждения, предусмотренной санкцией части 1 статьи 19.20 КоАП Российской Федерации, будет являться правомерным и обоснованным.
На основании изложенного, считаю необходимым оспариваемое постановление изменить, назначив ЗАО "Малечкино" административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
РЕШИЛ:
постановление судьи Череповецкого районного суда от 05 июня 2012 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Признать закрытое акционерное общество "Малечкино" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения".
Судья Л.М. Слепухин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.