Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Ильичевой Т.В.
судей Киреевой И.А., Эдвардс А.А.
при секретаре Глазуновой Ю.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кошелевой И.И. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2012 г., которым ей отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Лужского муниципального района, Правительству Ленинградской области об оспаривании решения рабочей группы, обязании выделить единовременную денежную компенсацию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кошелева И.И. обратилась в суд с иском к Правительству Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района об оспаривании решения рабочей группы, обязании выделить единовременную денежную компенсацию.
Затем уточнила требования и просила признать незаконным решение рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от "дата" об отказе в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья и обязании ответчика выделить единовременную денежную выплату на приобретение жилья, как вдове умершего инвалида - участника Великой Отечественной войны.
В обоснование иска указала, что на основании ордера N от "дата" ее мужу ФИО на семью из четырех человек были предоставлены две комнаты площадью 33 кв.м., расположенные в "...". "дата" решением исполкома Лужского городского Совета народных депутатов ее муж ФИО был поставлен на учет по обеспечению жилой площадью как участник Великой Отечественной войны, проживающий более пяти лет непрерывно в коммунальной квартире. В 1999 году ФИО умер. На момент его смерти в комнатах был зарегистрирован один из его сыновей, ФИО В январе 2000 года истица и ее сын ФИО в порядке приватизации получили занимаемые комнаты в коммунальной квартире в общую долевую собственность, по "..." долей каждому. "дата" истица, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Лужского муниципального района с заявлением о предоставлении ей денежной выплаты на приобретение жилья на основании ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". Решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области ей было отказано в предоставлении бюджетных средств на приобретение жилья на том основании, что она обеспечена общей площадью жилого помещения более нормы предоставления жилого помещения, которая составляет в муниципальном образовании Лужское городское поселение 18 кв.м. Истица не согласна с позицией ответчика, поскольку основанием для постановки на учет на получение жилой площади являлось проживание в коммунальной квартире, на момент постановки на учет муж истицы являлся участником Великой Отечественной войны и имел инвалидность "...", она является вдовой участника войны и инвалидом "...". Жилая площадь, на которой она проживает, находится в неблагоустроенной квартире, где нет горячей воды.
В суде первой инстанции представитель Кошелевой И.И. Малышенко Т.П. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Правительства Ленинградской области - в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признал, просил применить последствия пропуска срока на обжалование решения рабочей группы, поскольку о данном решении она узнала не позднее "дата".
Представитель ответчика - администрации Лужского муниципального района - также в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагает администрацию ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица - администрации Лужского городского поселения - в судебное заседание также не явился. Представил письменный отзыв на иск, в котором с иском не согласился.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Кошелева И.И. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить ее исковые требования в полном объеме, считает, что суд неправильно применил нормы материального права, так как ее муж ФИО как участник войны был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий "дата", то есть, до принятия ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и до издания Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714, поэтому судом незаконно был сделан вывод о том, что она должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Указывает также, что ее муж был поставлен на учет на получение жилой площади именно как участник войны, проживающий более пяти лет непрерывно в коммунальной квартире.
Ссылается на имеющиеся в материалах дела документы, подтверждающие, что в квартире нет никаких удобств, которые необходимы ей для проживания. Она является инвалидом "...", "...", тяжело спускаться по лестнице. Комнаты, которые она занимает с сыном, являются смежными.
Считает неправильным вывод суда о том, что нет оснований считать ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Кроме того, указывает, что на период начала войны она была уже подростком и испытала на себе все тяготы войны и послевоенных лет, считает, что ее права должны быть защищены.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований к отмене или изменению решения суда по доводам жалобы.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением совета депутатов Лужского городского поселения N 38 от 10 марта 2006 года "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Площадь жилого помещения, приходящаяся на Кошелеву И.И., составляет "..." что превышает учетную норму, установленную на территории Лужского городского поселения.
Кошелева И.И. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до "дата" по основанию: проживание в коммунальной квартире непрерывно более пяти лет, которое до введение в действие ЖК РФ в соответствии с п. 15.2 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Ленинградской области, утвержденных Решением исполнительного комитета Ленинградского областного совета профессиональных союзов от 23.11.1987 года N 481/10, давало ей право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Решением совета депутатов Лужского городского поселения N 39 от 10 марта 2006 года "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления установлена в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
В соответствии с п.п.4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Как правильно указал суд, данный указ не регулирует порядок признания указанных в нем категорий граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок признания их нуждающимися определяется нормами действующего законодательства.
Как установлено материалами дела Кошелева И.И. зарегистрирована по месту жительства и проживает постоянно с "дата" в двух комнатах в квартире по адресу: "...". Основанием для вселения в указанные комнаты являлся ордер N от "дата", выданный военнослужащему ФИО на семью из четырех человек: ФИО, его жена Кошелева И.И. и двое сыновей: ФИО и ФИО
"дата" ФИО составом семьи из 2-х человек (он и истица) поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как участник войны, проживающий более пяти лет непрерывно в коммунальной квартире.
ФИО умер "дата",
На основании договора передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан от "дата" Кошелевой И.И. и ФИО в собственность переданы каждому по "..." долей в праве общей долевой собственности на квартиру по указанному адресу.
В настоящее время на данной жилой площади зарегистрированы по месту жительства Кошелева И.И. с 1972 года и ФИО с 2011 года.
Кошелева И.И. состоит на очереди по улучшению жилищных условий с 1991 года в настоящее время под N
Кошелева И.И. имеет удостоверение, дающее ей право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона "О ветеранах".
"дата" Кошелева И.И. обратилась к главе администрации Лужского муниципального района с заявлением на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья.
По результатам рассмотрения обращения решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от "дата" Кошелевой И.И. было отказано в предоставлении бюджетных средств, поскольку она обеспечена площадью жилого помещения более нормы предоставления жилого помещения, которая составляет в муниципальном образовании Лужское городское поселение 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 07.12.2005 года N 110-оз "Об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, поставленных на учет до 01 января 2005 года", гражданам и членам их семей жилые помещения предоставляются площадью, рассчитываемой по следующим нормам: а)18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, б))42 квадратных метра общей площади на семью из двух человек, в) 33 квадратных метра общей площади на одного человека.
В соответствии с п. б) ч. 2 ст. 5 указанного закона размер субсидии для приобретения или строительства жилых помещений определяется исходя из ) нормы предоставления жилого помещения, определенной в соответствии со статьей 4 настоящего областного закона.
Поскольку размер общей площади, приходящейся на истицу, превышает как учетную норму, так и норму предоставления, установленные на территории Лужского городского поселения, то с учетом вышеуказанных положений областного закона Кошелева И.И. права на предоставление единовременной денежной выплаты для приобретения жилой площади не имеет. Таким образом, у суда имелись все основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о том, что оснований для применения последствий пропуска срока для обращения в суд не имелось, поскольку установленный законом срок истицей не пропущен.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при разрешении данного спора.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения не имеют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-327-1, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 апреля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кошелевой И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.