Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 20 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего: Бабкова В.В.,
судей: Виюка А.В. и Колокольцева Ю.А.,
при секретаре: Фрунзе Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2012г. по апелляционной жалобе Следственного управления Следственного комитета "..." (далее - СУ СК России по адрес , Следственное управление или Следственный комитет) на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 апреля 2012г. дело по иску Комаровского И.В. к СУ СК России по адрес об обязании произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсии.
Заслушав доклад судьи Новгородского областного суда Колокольцева Ю.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комаровский И.В. обратился в суд с иском к Следственному управлению, в котором просил обязать ответчика произвести перерасчет его выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", включив время его нахождения на военной службе по призыву с дата по дата в стаж службы в Следственном управлении из расчета один день военной службы за два дня.
В обоснование иска Комаровский И.В. ссылался на то, что согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета один день военной службы за два дня работы. Поскольку служба в Следственном управлении является разновидностью государственной службы, то период прохождения им военной службы по призыву подлежит зачету в его стаж службы (выслугу лет) в Следственном управлении в льготном исчислении, установленном Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Однако Следственное управление при исчислении его выслуги лет для назначения пенсии время прохождения им военной службы по призыву засчитало в календарном исчислении, то есть из расчета один день службы за один день работы. Не соглашаясь с таким расчетом выслуги лет, он дата обратился в Следственное управление о перерасчёте выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих", в чем ему было незаконно отказано.
В ходе судебного разбирательства дела истец требования поддерживал по указанным выше мотивам.
Представитель Следственного управления иск не признавал по мотивам его необоснованности.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 13 апреля 2012г. иск удовлетворен и постановлено:
-обязать СУ СК России по адрес произвести Комаровскому И.В. перерасчёт выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с законом "О статусе военнослужащих", включив время службы по призыву с дата по дата в стаж службы в Следственном комитете из расчёта один день за два дня;
-взыскать с СУ СК России по адрес в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Не соглашаясь с решением суда, СУ СК России по адрес в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Комаровский И.В. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела извещены надлежащим образом. Истец о причинах неявки в апелляционную инстанцию не сообщил. От и.о. руководителя Следственного управления Г поступило в суд апелляционной инстанции заявление об отложении судебного заседания в связи с занятостью представителя ответчика Д в другом судебном процессе. Рассмотрев данное заявление, судебная коллегия находит, что оно не подлежит удовлетворению, поскольку указанная причина неявки представителя юридического лица не может быть признана уважительной, так как не свидетельствует о невозможности обеспечения участия в деле другого представителя Следственного управления. С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия считает возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы и доводы возражений, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Принимая решение, суд исходил из того, что время прохождения истцом службы по призыву должно исчисляться в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", то есть из расчета один день военной службы за два дня службы в Следственном комитете.
С данным выводом суда нельзя согласиться, так как он основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам Следственного комитета.
Так, согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010г. N 403-Ф3 (в редакции, действующей с 01 января 2012г.) "О Следственном комитете РФ" пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета определен Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2012г. N 411 (пункт 1). Данное Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 г. (пункт 3).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Правил в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается время службы (работы) указанное (в том числе в льготном исчислении) в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 5 (абзац 1) Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 установлено, что военная служба по призыву (кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях) засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении.
При этом Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 предусмотрены случаи, когда лицам, проходившим военную службу, в том числе по призыву, время службы засчитывается на льготных условиях. Однако этим Постановлением не предусмотрен такой порядок льготного исчисления выслуги лет, как зачет в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета, время прохождения военной службы по призыву из расчета один день к двум дням (один месяц к двум месяцам).
Следовательно, если военная служба по призыву проходила в условиях, не подпадающих под перечень случаев (оснований) льготного исчисления выслуги лет, то в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет сотрудникам Следственного комитета, время прохождения военной службы засчитывается из расчета один месяц военной службы за один месяц (в календарном исчислении).
Лица, проходящие военную службу по призыву на территории адрес , где истец, по его утверждению, участвовал в составе вооружённых сил по наведению общественного порядка на территории адрес , в перечне случаев льготного исчисления выслуги лет отсутствуют. В связи с этим такая служба не может быть зачтена на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии.
Поскольку истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт несения им военной службы в особых условиях, подпадающих под перечень случаев (оснований) льготного исчисления выслуги лет, то следует признать, что время прохождения истцом военной службы по призыву засчитывается из расчета один месяц военной службы за один месяц службы в Следственном комитете.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований возлагать на ответчика обязанность произвести истцу перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и включить время прохождения военной службы в стаж службы в Следственном комитете из расчёта один день за два дня.
Вывод суда о праве истца на льготное исчисление выслуги лет на основании Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Нормой материального права, непосредственно регулирующей вопросы социального обеспечения сотрудников Следственного комитета, является статья 35 Федерального закона от 28 декабря 2010г. N 403-Ф3 "О Следственном комитете РФ", а не статья 10 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Часть 13 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010г. N 403-Ф3 является специальной нормой. Данная норма отсылает решение вопросов исчисления выслуги лет для назначения пенсии к Правительству Российской Федерации, которым установлен специальный порядок исчисления выслуги лет, подлежащей применению при разрешении настоящего дела.
То обстоятельство, что при расчете надбавки к окладу истца за особые условия службы, время военной службы включено в выслугу лет в льготном исчислении, в данном случае не имеет правового значения, поскольку выслуга лет необходимая для расчета надбавки к окладу и для назначения пенсии по своей сути различна и порядок исчисления соответствующей выслуги лет регулируется различными правовыми актами.
Таким образом, судом допущена ошибка в применении норм материального права, повлекшая принятие незаконного решения, что в силу статьи 330 ГПК РФ является основанием к отмене судебного решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 апреля 2012г. отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска Комаровского И.В. к СУ СК России по адрес об обязании произвести перерасчёт выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", включив время нахождения на военной службе по призыву с дата по дата в стаж службы в Следственном управлении из расчета один день военной службы за два дня отказать.
Председательствующий: В.В. Бабков
Судьи: А.В. Виюк
Ю.А. Колокольцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.