Решение Калининградского областного суда от 27 апреля 2012 г.
(Извлечение)
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Судья Бирюков Э.В. Дело N 7А-139/2012 РЕШЕНИЕ 27 апреля 2012 года г.Калининград Калининградский областной суд в лице судьи Шевченко С.В.,
при секретаре Фильчиной В.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере почтово - багажных отправлений "ТРАНСКАРГО" Цирита В.В. на постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 20 января 2012 г., которым АНО "ТРАНСКАРГО" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения - женской одежды в виде кофточек с рукавами и высокой горловиной из ткани имеющей состав 92% mikro, 8% elastane, торговой марки V., всего - 800 шт., находящихся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни
Заслушав объяснения защитника АНО "ТРАНСКАРГО" Цирита В.В., поддержавшего доводы жалобы и настаивавшего на отмене судебного постановления с прекращением производства по делу, возражения представителей Калининградской областной таможни Рубин О.А. и Борисова П.П., считавших обжалуемое постановление законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
4 октября 2011 года Калининградской областной таможней "Балтийский таможенный пост" в отношении АНО "ТРАНСКАРГО" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.
Основанием к возбуждению дела послужило то обстоятельство, что 29 июля 2011 года автономной некоммерческой организацией по оказанию услуг в сфере почтово-багажных отправлений "ТРАНСКАРГО", зарегистрированной по адресу: "адрес", ИНН N, был помещен товар под таможенную процедуру таможенного транзита ТД N на основании следующих документов: дорожной ведомости N от 29.07.2011г., сдаточного списка N от 29.07.2011г., счета-проформы N от 29.07.2011г., товарно - транспортной накладной N от 29.07.2031г., железнодорожный вагон N, общий вес товара брутто 11900кг., стоимость товара "данные изъяты" руб.
Грузоотправитель товара являлось ООО " Б." "адрес" ИНН N, грузополучатель товара - ООО " Б." "адрес".
На основании докладной записки от 31.07.2011г. N главного государственного таможенного инспектора ОСТП Балтийского таможенного поста Калининградской областной таможни А., в целях проверки информации, полученной от ССБ СЗТУ, был назначен таможенный досмотр.
В результате таможенного досмотра N установлено, что во временной зоне таможенного контроля по адресу "адрес", участок железнодорожного пути вдоль склада N, станции Калининград-Пассажирский, созданной на основании Распоряжения N 177-р ВЗТК от 31 июля 2011г. начальником Балтийского таможенного поста Калининградской областной таможни, в железнодорожном вагоне N обнаружен товар: женская одежда в виде кофточек с рукавами и высокой горловиной из ткани имеющей состав 92% mikro, 8% elastane, торговой марки V., изделия упакованы в индивидуальную пластиковую упаковку по 200 шт, в коробке, всего 4 места, вес брутто 52,7 кг.
По данному факту в ОКТТ Калининградской областной таможни был направлен запрос о предоставлении копий документов транзитной декларации N. Служебной запиской от 12.08.2011г. N из ОКТТ Калининградской областной таможни получены заверенные копии транзитной декларации N и прилагаемые к ней сопроводительные документы, так же из Московской таможни были получены заверенные копии транзитной декларации N и прилагаемые к ней сопроводительные документы.
Взято объяснение старшего менеджера АНО "ТРАНСКАРГО" К. и получены документы: сдаточный список N от 29.07.2011г., товаро-транспортная накладная N от 29.07.2011г., счет-проформа N от 29.07.2011г., накладная N от 28.07.2011г., дорожная ведомость N, экспедиторская расписка N от 28.07.2011г.
При сверке комплектов документов по ТД N, полученных из Московской таможни, из ОКТТ Калининградской областной таможни и представленных старшим менеджером АНО "ТРАНСКАРГО" К. установлено, что в комплекте документов, представленных менеджером АНО "ТРАНСКАРГО" К., в счет-проформе N от 29.07. 2011г. в товаре N "одежда мужская женская верхняя" в графе "сопроводительные документы" имеется запись "Т-н N от 28.07.11", тогда как в комплекте документов ТД N, полученных из Московской таможни и из ОКТТ Калининградской областной таможни, данная запись отсутствует, что, по мнению таможенного органа, образует состав вменяемого административного правонарушения.
Впоследствии по окончании административного расследования дело об административном правонарушении в отношении АНО "ТРАНСКАРГО" было передано для рассмотрения судье Ленинградского районного суда г.Калининграда.
Рассмотрев данное дело, судья Ленинградского районного суда г.Калининграда вынес изложенное выше постановление.
Суд признал установленным наличие в действиях АНО "ТРАНСКАРГО" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч. 1 КоАП РФ как недекларирование в письменной форме товаров, подлежащих декларированию.
В жалобе, а также дополнительных письменных пояснениях, на данное постановление защитник АНО "ТРАНСКАРГО" Цирит В.В. просит его отменить как незаконное, ссылаясь на отсутствие в действиях АНО "ТРАНСКАРГО" состава вменяемого административного правонарушения.
Просит производство по делу прекратить.
На жалобу принесен отзыв представителями Калининградской областной таможни.
Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления, суд находит его подлежащим отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях АНО "ТРАНСКАРГО" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Часть 1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в недекларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть, часть однородного товара или при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 179 Таможенного кодекса РФ товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно ст.203 Федерального закона "О таможенном регулировании" N311 - товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств - членов Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, подлежат таможенному декларированию в соответствии с главой 27 Таможенного кодекса Таможенного союза и положениями настоящей главы при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры.
В соответствии со ст. 233 Федерального закона "О таможенном регулировании" N311-ФЗ - при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита декларант таможенной процедуры таможенного транзита представляет в таможенный орган транзитную декларацию, предусмотренную ст. 182 ТК ТС.
Согласно ст. 182 ТК ТС - в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в п. 3 ст. 182 ТК ТС.
В силу п. 3 ст. 182 ТК ТС, транзитная декларация должна содержать следующие сведения о (об) - отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров; весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений); количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы, указанные в п.2 ст. 182 ТК ТС, не содержат всех сведений, указанных в п. 3 ст. 182 ТК ТС, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.
Решением Комиссии Таможенного союза N289 от 18.06.2010г. "О форме и порядке заполнения транзитной декларации" утверждена форма транзитной декларации и добавочных листов транзитной декларации.
В соответствии со ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах, пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК ТС.
Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление достоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Суд первой инстанции, вынося постановление о виновности АНО "ТРАНСКАРГО" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч 1 ст.16.2 КоАП РФ, признал установленным и доказанным факт совершения АНО "ТРАНСКАРГО" административного правонарушения, что, по мнению суда, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Однако, с такими суждениями суда первой инстанции вышестоящая судебная инстанция согласиться не может в силу следующего, сочтя доводы жалобы защитника АНО "ТРАНСКАРГО" заслуживающими внимания.
Так, из материалов дела следует, что действительно 29 июля 2011 года АНО "ТРАНСКАРГО" был помещен товар под таможенную процедуру таможенного транзита (транзитная декларация N) на основании следующих документов: дорожной ведомости от 29 июля 2011 года, сдаточного списка от 29 июля 2011 года, счета - проформы от 29 июля и товарно - транспортной накладной от 29 июля 2011 года.
Названные документы, по существу являющиеся составной частью транзитной декларации N, были предъявлены в Московскую таможню, являющуюся таможней отправления, помещены в железнодорожный вагон, о чем на таможенной декларации имеются отметки багажного отделения Белорусского вокзала.
При этом, представленные АНО "ТРАНСКАРГО" документы были проверены Московской таможней, после чего на дорожной ведомости проставлена заверенная печатью отметка инспектора таможни от 29 июля 2011 года с указанием, что товар под таможенным контролем в количестве 1682 места опломбирован и за пломбами подлежит отправке в г.Калининград.
Наряду с дорожной ведомостью, таможенному органу - Московской таможне были представлены сдаточный список N на багаж и грузобагаж, сданный к перевозке транзитом через Литовскую Республику, в качестве отправителя которого указано АНО "ТРАНСКАРГО" г.Москва, а получателем груза - АНО "ТРАНСКАРГО" г.Калининград.
В сдаточном списке указан род упаковки, название багажа, его коды, вес и сопроводительные документы к каждому виду багажа.
Так, в графе пятой сдаточного списка указан багаж - одежда мужская и женская верхняя, род упаковки - коробка картонная, количество занимаемых мест - 245, вес - 1720 кг. Согласно разделу 13 сдаточного списка сопроводительными документами для данного товара является счет - проформа от 29 июля 2011 года.
Из счета - проформы N от 29 июля 2011 года, также представленной в Московскую таможню, следует, что под порядковым N в качестве наименования продукции (груза) указана одежда мужская и женская, сопроводительными документами для которой являются товарные накладные, среди которых указано и на товарную накладную N от 28 июля 2011 года.
Указанные сведения по виду товара, его массе и количеству занимаемых мест, указанные в сдаточном списке, в полном объеме совпадают со сведениями, указанными в товарно - транспортной накладной от 29 июля 2011 года.
Изложенные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, заверенными надлежащим образом сотрудником Московской таможни, и по существу их правомерность не оспаривается представителями Калининградской областной таможни.
В имеющемся в деле пакете документов, представленном Калининградской областной таможней (Балтийский таможенный пост), содержатся абсолютно аналогичные документы - дорожная ведомость от 29 июля 2011 года, сдаточный список от 29 июля 2011 года, счет - проформа от 29 июля и товарно - транспортная накладная от 29 июля 2011 года, подтверждающие таможенное оформление и таможенное декларирование всего перевозимого АНО "ТРАНСКАРГО" товара.
На всех перечисленных таможенных документах имеются отметки Калининградской областной таможни о том, что товар проследовал.
Представленные выше доказательства опровергают вывод административного органа о наличии в действиях АНО "ТРАНСКАРГО" состава вменяемого административного правонарушения.
Доводы таможенного органа, поддержанные в суде, со ссылками на то, что при сверке комплектов документов по таможенной декларации N, полученных из Московской таможни и Калининградской областной таможни, а также представленных старшим менеджером АНО "ТРАНСКАРГО", было установлено, что в представленной АНО "ТРАНСКАРГО" копии счета- проформы от 29 июля 2011 года в товаре N "одежда мужская женская верхняя" в графе "сопроводительные документы" имеется запись "Т-н N от 28 и.ля 11", тогда как в аналогичных документах, имеющихся в распоряжении таможенных органов, такая запись отсутствует, не могут быть признаны состоятельными, поскольку не свидетельствуют о совершении АНО "ТРАНСКАРГО" вменяемого административного правонарушения.
Действительно, как следует из материалов дела, сотрудниками таможни был произведен таможенный досмотр товаров, находящихся что во временной зоне таможенного контроля по адресу "адрес", в железнодорожном вагоне N ( где собственно и перевозился весь товар, помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N).
В результате таможенного досмотра сотрудниками таможни был обнаружен товар - женская одежда в виде кофточек с рукавами и высокой горловиной из ткани, имеющей состав 92% mikro, 8% elastane, торговой марки V., изделия упакованы в индивидуальную пластиковую упаковку по 200 шт, в коробке, всего 4 места, вес брутто 52,7 кг.
Полагая, что указанный товар не был задекларирован, ОКТТ Калининградской областной таможни был направлен запрос о предоставлении копий документов транзитной декларации N, а также взято объяснение у старшего менеджера АНО "ТРАНСКАРГО".
Истребуемые документы, полученные из Калининградской и Московской таможни, - копии транзитной декларации N и прилагаемых к ней сопроводительных документов, были абсолютно идентичны и в них, как указывалось выше, содержалось указание на один из видов перевозимого товара - одежду мужскую и женскую, сопроводительными документами для которого являются товарные накладные, где среди прочих указана товарная накладная N от 28 июля 2011 года.
То обстоятельство, приводимое таможенным органом, что по запросу старшим менеджером АНО "ТРАНСКАРГО" вместо указанной в ТД, а именно, в счет - проформе от 29 июля 2011 года накладной N от 28 июля 2011 года представлена накладная от той же даты, но за N, бесспорно не свидетельствует о допущенных АНО "ТРАНСКАРГО" нарушениях при декларировании товара. Ошибочное предъявление по запросу таможни представителем АНО "ТРАНСКАРГО" копии товарной накладной N и копии счета - проформы с указанием в ней этой же накладной не позволяет прийти к выводу о допущенных АНО "ТРАНСКАРГО" нарушениях, при том, что изначально в Московскую и Калининградскую таможни были представлены надлежащие документы. Более того, на этой счет - проформе отсутствовал штамп таможенного органа, она вообще не предъявлялась таможне при декларировании перевозимого АНО "ТРАНСКАРГО" товара.
Доводы АНО "ТРАНСКАРГО" со ссылками на то, что изначально в Московскую таможню были представлены товарные накладные, где среди прочих содержалось указание на товарную накладную от 28 июля 2011 года N, в соответствии с которой и осуществлялась перевозка упомянутых выше кофточек с рукавами и высокой горловиной из ткани, таможенным органом не опровергнуты, при том, что впоследствии представителем АНО "ТРАНСКАРГО" была представлена требуемая таможенным органом квитанция N от 28 июля 2011 года, сведения о которой и содержатся в ТД N.
Утверждения таможенного органа со ссылками на ответ следователя Калининградского следственного отдела на транспорте от 18 апреля 2011 года, о том, что при изъятии документов накладная N от 28 июля 2011 года, указанная АНО "ТРАНСКАРГО" в сдаточном списке и в счете проформе в качестве сопроводительных документов, отсутствовала, в достаточной степени этот факт не подтверждают.
Так, как следует из материалов дела об административном правонарушении, Калининградским следственным отделом на транспорте Северо - Западного СУТ СК России 1 августа 2011 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ в отношении должностного лица Калининградской областной таможни по факту получения взятки.
После возбуждения уголовного дела следственным органом была произведена выемка товара (груза) из железнодорожного вагона N (где перевозился груз по ТД N), а на Балтийском таможенном посту следственным органом произведено изъятие документов, касающихся таможенного оформления перевозимого груза.
Согласно ответу Калининградского следственного отдела на транспорте от 18 апреля 2011 года в изъятых документах действительно отсутствует накладная N от 28 июля 2011 года, при этом не указано, присутствует ли в изъятых документах накладная N от 28 июля 2011 года, а также все остальные накладные, указанные в счете - проформе в качестве сопроводительных документов.
При этом, из копии протокола выемки от 6 августа 2011 года следует, что изъятию подлежали не документы, а только товар (груз), заявленный к перемещению через таможенную границу.
Кроме того, согласно материалам административного дела, указанные АНО "ТРАНСКАРГО" в качестве сопроводительных документов на весь товар товарные накладные, в том числе и товарные накладные, перечисленные в счете - проформе, не прикладывались к транзитной декларации, оформляемой АНО "ТРАНСКАРГО" и, соответственно, не могли быть изъяты.
Согласно описи документов, составляющих транзитную декларацию N, в нее включены дорожная ведомость, сдаточный список, товарно - транспортная накладная и счет - проформа.
С учетом изложенного суд находит ошибочными выводы административного органа и суда первой инстанции со ссылками на неисполнение АНО "ТРАНСКАРГО" требований таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, допущенная представителем АНО "ТРАНСКАРГО" ошибка при предоставлении документов по запросу таможенного органа, которая впоследствии им же была и исправлена, не повлияла на цели таможенного оформления.
Вопреки утверждениям суда первой инстанции об обратном, АНО "ТРАНСКАРГО" к таможенному оформлению и декларированию был заявлен весь перевозимый товар, в транзитной таможенной декларации сообщены сведения обо всем этом товаре, который и представлен к таможенному оформлению в соответствии с декларацией N.
Таким образом, из материалов административного дела не усматривается, в чем действия АНО "ТРАНСКАРОГО" носят противоправный характер, какая информация была скрыта от таможенного органа, свидетельствующая об образовании объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 20 января 2010 года, вынесенное в отношении АНО "ТРАНСКАРГО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях АНО "ТРАНСКАРГО" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 20 января 2012 года о привлечении Автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере почтово - багажных отправлений "ТРАНСКАРГО" к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить и производство по делу прекратить.
Судья
Калининградского областного суда Шевченко С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.