Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Янишевской Л.В.,
судей областного суда Фроловой И.М., Кулешовой Е.В.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2012 года по докладу судьи Янишевской Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО6 на решение Советского районного суда г.Брянска от 01 марта 2012 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включении в список граждан по получение компенсации,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что комиссией администрации Брянской области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ему отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное в зоне проживания с правом на отселение по адресу: пгт "адрес", по тем основаниям, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
Считая отказ незаконным, истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать Администрацию Брянской области включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 4 880 000 руб.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО7, уточнив исковые требования в части размера компенсации за утраченное имущество, просил суд включить истца в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере 4 689 000 руб.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 01 марта 2012 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца - ФИО7 просит отменить решение суда, как вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном применении норм материального права, и принять по делу новое судебное решение.
Заслушав доклад по делу судьи Янишевской Л.В., объяснения представителя ФИО1 - ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N1582 территория пгт "адрес" отнесена к зоне проживания с правом на отселение.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истцу на праве собственности принадлежит дом "адрес" (свидетельство о государственной регистрации права сер. N от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.11 части 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственный постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевести его на новое место жительства. Согласно абз.2 ст. 17 названного Закона граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость указанных строений и имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Согласно Отчету N ОЦ по определению рыночной стоимости имущества по адресу: "адрес", составленному ООО "Независимая лаборатория экспертизы и оценки", рыночная стоимость имущества составляет 4 689 000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки, завышена оценка имущества.
Согласно ст.11 Федерального закона РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года с последующими изменениями и дополнениями, отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. утверждены N256 - Федеральный стандарт оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1) (зарегистрирован в Минюсте РФ 22.08.2007 г. N 10040); N255 -Федеральный стандарт оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N2) (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.08.2007 г, N 10045); N254 - Федеральный стандарт оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N3) (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.08.2007 г. N 10009).
Правилами выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, установлено, что стоимость строений и имущества определяется с учетом степени их загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Проанализировав положения вышеуказанных нормативно-правовых актов, суд пришел к выводу, что представленный истцом Отчет нельзя принять в качестве доказательства в обоснование заявленных требований, поскольку при оценке домовладения ООО "Независимая лаборатория экспертизы и оценки" не учитывалась степень радиоактивного загрязнения объекта.
Кроме того, установлено, что ФИО1 въехал добровольно (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение в мае 1987 года, до этого времени в период с апреля 1985 г. по май 1987 года (в том числе и на момент аварии на Чернобыльской АЭС) проходил службу в Советской Армии в чистой зоне (Польша). Зарегистрирован истец в зоне проживания с правом на отселение с апреля 1988 года, что также подтверждается удостоверением лица, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, сер АЮ N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он проживал в пгт "адрес" с 28.04.1988 г. по 30.09.2011 г.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего закона; этим гражданам, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с требованиями ст. 33 вышеназванного закона, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
В силу ст. 28.1. указанного закона возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Учитывая требования закона, установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что на момент обращения с заявлением о включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество и на момент рассмотрения исковых требований, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не приобрел право на предусмотренные ст.17 указанного Закона меры социальной поддержки в виде компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, в связи с отсутствием права на досрочную пенсию. Истец получает пенсию по инвалидности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1
Разрешая требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 01 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Янишевская Л.В.,
Судьи облсуда: Фролова И.М.,
Кулешова Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.