Судья Прядёхо С.Н. Дело N 33-1919/12
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Апелляционная судебная инстанция по гражданским деламБрянского областного суда в составе:
председательствующего Гоменок З.И.
судей областного суда Маклашова В.М., Суярковой В.В., при секретаре: Рудаковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гоменок З.И. "26" июня 2012 года дело по апелляционной жалобе А. на решение Брянского районного суда Брянской области от 05 мая 2012 года по иску А. к Избирательной комиссии Брянского муниципального района об отмене постановления о регистрации кандидата в депутаты Брянского районного Совета народных депутатов четвертого созыва от избирательного объединения БМО БРО "Единая Россия", признании выборов недействительными, к администрации Брянского района о признании незаконным постановления об образовании избирательных участков по проведению дополнительных выборов депутата районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N7
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что 04.12.2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации па территории Брянскою района, а также дополнительные выборы депутатов районного Совета народных депутатом четвертою созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу N 7. Выборы были признаны состоявшимися и действительными, а избранным депутатом стал выдвинутый Брянским местным отделением Брянского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Ф.
Считает, что ИКМО в нарушение п. 6 ст. 33 не обратилась в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений в отношении кандидата Ф. В результате чего им был представлен адрес места жительства несоответствующий адресу, по которому он зарегистрирован и фактически проживает, тогда как пункт 5 ст. 2 Федеральною Закона N 67-ФЗ предписывает считать под адресом места жительства участника референдума адрес, по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учет. Существенное нарушение его избирательных прав заключается также и в том, что помимо назначенных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в тот же день были назначены и дополнительные выборы депутата районного Совета народных депутатов но избирательному округу. N 7. Однако границы округа не определены, не опубликованы в 2011 году. Относительно федеральных выбором па территории района образованы были избирательные участки по их проведению, что отражено в постановлении администрации Брянского района N 1931 от 14.10.201 1 года (л.д. 15). а по округу их нет.
Избирательные участки одномандатного округа N 7 не нашли своего отражения в постановлении, не представлена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутата райсовета. Данное обстоятельство препятствовало ему как кандидату проводить агитационную работ}" по одномандатному округу N 7. Кроме того наделенный активным правом как избиратель, он не знал территории округа. При этом избирательный округ не составляет единую территорию, что недопустимо по Закону. В границы округа включены улицы из одного поселения, а также улицы из другого поселения, не граничащие между собой, почему не соблюден принцип единства территории одномандатного избирательного округа, предусмотренный п. "б" ч. 2 ст. 6 Закона Брянской области N 54-3 от 26.06.2008 года "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований а Брянской области" ( далее областного закона) п п. "в" п.4 ст. 18 Федерального закона.
Просил отменить Постановление ИКМО от 05.12.201.1 года N 46/1 "Об утверждении протокола окружной избирательной комиссии о результатах дополнительных выборов депутата районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N 7" и Постановление ИКМО от 05.12.2011 года N 46/2 " О результатах дополнительных выборов депутатов БРС четвертого созыва по одномандатном) избирательному округу N 7, а также признать постановления администрации Брянского района за N 1931 от 14.10.2011 года незаконным, как не содержащим информации об образовании округа N 7.
Решением суда заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе А. просит решение отменить, по сути, ссылаясь на доводы обращения в суд.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Гоменок З.И., выслушав А. Представителя избирательной комиссии, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом, согласно принятого решения Брянского районного совета народных депутатов от 09.09.2011 года за N 4-19-2 "О назначении дополнительных выборов депутата Брянского районного Совета народных депутатов по одномандатному избирательному округу N 7" на 04.12.2011 года были назначены дополнительные выборы депутата БРС по БОИО N 7 (л.д. 133). Решение опубликовано в газете "Деснянская правда", в чем суд удостоверился в судебном заседании (л.д. 134). Основанием для назначения дополнительных выборов явилась смерть депутата, почему в силу п. 8 ст. 71 Федерального Закона представительный орган БМО назначил выборы, а избирательная комиссия Брянского Муниципального района, организующая подготовку и их проведение в органы местного самоуправления, являющаяся муниципальным органом, не входящим в структуру органов местного самоуправления, в силу принятого постановления за N 39/1 от 16.09.2011 года начала подготовку к проведению дополнительных выборов, утвердив календарный план работы ИК., разместив информацию о схеме одномандатного избирательного округа N 7 на стенде И К МО (л.д. 96).
Как следует из постановления ИКМО N 43/3 от 17.10.2011 года, оспариваемого заявителем. Ф. зарегистрирован кандидатом в депутаты БРС народных депутатов четвертого созыва от избирательного объединения БМО БРО ВПП "Единая Россия" по одномандатному округу N 7 ( л.д. 24).
Следует отметить, что наряду с ним А.. был зарегистрирован кандидатом в депутаты БРС по тому же округу, однако выдвинут он был МО МП "Коммунистическая партия РФ.
Как усматривается из протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу Ф. получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (891), почему в соответствии с п. 9 ст. 48 Закона Брянской области признан избранным депутатом.
Решения об утверждении протокола окружной избирательной комиссии о результатах выборов по округу N 7 состоявшимися и признании зарегистрированным депутата БРС Ф.. нашли свое отражение в постановлениях ИКМО N 46/1 и N46/2 от 5.12.2011 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что нарушений избирательных прав кандидата в депутаты не было, а нарушения избирательного законодательства, допущенного при проведении дополнительных выборов, не мешали определению действительной воли избирателей.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
Анализируя доводы заявления в части того, что Ф. представил в избирательную комиссию Брянскою муниципального района недостоверные сведения о месте своего проживания, а избирательная комиссия, в свою очередь, в нарушении пункта 18 ст. 20 Областного закона не проверила достоверность этих сведений, допустив его к участию в выборах, чем завела в заблуждение избирателей округа N 7. суд правильно определил, что фактическое место жительства Ф.., не совпадающее с местом регистрации, не является недостоверным сведением.
Свой вывод суд правомерно основывал на правовом анализе норм ст. ст. 33 Федерального Закона N 67-ФЗ, ст. 20 областного Закона, а также Федеральном Законе РФ N 5242-1 от 25.06.1 991 года "О праве граждан РФ па свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".
Судебная апелляционная инстанция кроме того, соглашается с выводом суда о пропуске срока на обжалование по данному решению о регистрации Ф.. Суд правильно указал, что общий срок обращения в суд с заявлением о нарушении избирательных прав устанавливает п. 1 ст. 260 ГПК РФ. Заявление в суд может быть подано в течение 3-х месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. В данном случае срок на обжалование следует исчислять с момента опубликования оспариваемого постановления И КМ О N 43/3 от 17.10.2011 года, а поскольку требование связано с отменой регистрации кандидата, то в силу п. 3 ст. 260 ГПК РФ заявление об этом может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, т.е. до 26.11.2011 года. Суд правильно указал, что А. этот срок пропущен.
Более жесткие рамки в сроках обжалования предусматривает Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 78 Федерального закона жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, инициативной группы по проведению референдума, иной группы по проведению референдума может быть подана в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.
По данной норме началом срока для обжалования решения ИК"МО о регистрации кандидата Ф. является 17.10.201 1 года.
П. 9 ст. 260 ГПК РФ ограничивает и суд в сроках рассмотрения вопроса об отмене регистрации кандидата. Так как решение по заявлению об отмене регистрации кандидата принимается судом первой инстанции не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
Отказывая в удовлетворении требований заявления в части признания выборов недействительными, по тому основанию, что имелись нарушения в образовании одномандатного избирательного округа N 7, и в неопубликовании схемы одномандатного округа N 7, включая его графическое изображение, суд правильно исходил из отсутствия оснований для удовлетворения таких требований.
Как установлено судом из пояснений председателя БPC народных депутатов С.. для проведения выборов образование избирательных округов приходится на 2009 год на основании решения Брянского районного сонета народных депутатов за N 3-40-3 от 29.06.2004 года. В границы одномандатного округа N 7 вошли: "адрес"), что составило по количеству избирателей 3095 человек.
Согласно решения райсовета за N З-42-Зм от 05.08.2009 года в приложение к решению за N 3-40-3 в одномандатный округ N 7 вошла "адрес" (25). Это решение также было опубликовано в газете "Деспянская правда".
Дополнительные муниципальные выборы назначаются в том же одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращении полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, что предусматривает п. 8 ст. 71 Федерального Закона и п. 5 ст. 52 Областного Закона.
Суд правомерно принял во внимание то, что утвержденная схема избирательных округов как таковая имеется, не изменена, и опубликована в предусмотренный пятидневный срок с момента её утверждения, то есть в 2009 году. Оформлена она в виде таблицы. При этом отсутствие единой территории округа N 7 объясняется тем, что соблюдался принцип примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей, с учетом неравномерности численности населения и разных населенных пунктах Брянского района.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что сформированные границы округа N 7 к дополнительным выборам 4.12.201 1 года, даже если они были сформированы с нарушением закона, не могут являться основанием для признания результатов выборов недействительными. Суд правильно указал, что А. как депутат Добруньского сельского поселения, не знать об образовании одномандатных округов в 2009 году не мог, вследствие чего его вывод о неосведомленности о границах округа N 7 и невозможности проведения им агитационной работы под дополнительные выборы судом правильно не принят. Доводы его опровергаются его заявлением о согласии баллотироваться по данному избирательному округу
Апелляционная судебная инстанция соглашается с решением суда об отказе в удовлетворении требований заявителя, по формированию избирательных участков и схемой избирательных округов, т.к. их формирование произведено в соответствии с требованиями федерального и областного законов и что действующая схема, утвержденная для выборов депутатов представительного органа муниципального образования прежнего созыва, нарушает права избирателей.
Также суд правильно указал, что изменение границ округа для проведения дополнительных выборов неизбежно приведет к тому, что какая-то часть населения не войдет в измененный округ и не сможет иметь своего законного представителя в районных органах власти. что не допустимо.
В силу части 3 статьи 77 Федерального закона основанием для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов влекущего признание их недействительными, являются только установленные судом и указанные в этой норме Закона обстоятельства, которые не позволяют выполнять действительную волю избирателей.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют основания первоначальных исковых требований, являлись предметом исследования суда и обоснованно были признаны судом несостоятельными. Данные доводы направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что, в силу действующего законодательства, не является основанием для его отмены.
Суд с достаточной полнотой установил фактические обстоятельства дела, в соответствии с предметом и заявленными основаниями требований, и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, пришел к обоснованным выводам, изложенным в решении
Руководствуясь изложенным и ст. 328 ГПК РФ, апелляционная судебная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от "05" мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий З.И.ГОМЕНОК
Судьи областного суда В.В.СУЯРКОВА
В.И.МАКЛАШОВ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.