Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.
судей областного суда Тумакова А.А.
Суярковой В.В.
с участием прокурора Седневой О.А.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Богородской Н.А. 21 июня 2012 года дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора гор. Брянска (прокурора, участвующего в деле) Н.С.Н. на решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 апреля 2012 года по делу по иску прокурора города Брянска в защиту интересов А.К.М. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению социальной защиты населения Брянской области о понуждении к предоставлению жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Брянска обратился в суд с иском в защиту интересов А.К.М. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению социальной защиты населения Брянской области о понуждении к предоставлению жилищной субсидии, ссылаясь на то, что А.К.М. относится к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и состоит на учете в сводном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года. В 2008, 2009, 2010 годах А.К.М. предлагалась жилищная субсидия, исходя из обшей площади жилья 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утверждаемой ежеквартально Министерством регионального развития РФ, от получения которой она отказалась. Считает, что А.К.М., как бывший несовершеннолетний узник фашизма, имеет право на льготы, установленные статьями 14 и 15 ФЗ "О ветеранах", в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как участники и ветераны Великой Отечественной войны, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м обшей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ. Просил обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области и Управление социальной защиты населения Брянской области произвести расчет и предоставить А.К.М. жилищную субсидию, исходя из площади жилого помещения 36 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Брянска Н.С.Н. и истец А.К.М. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков Департамента строительства и архитектуры Брянской области К.Е.Б., Управления социальной защиты населения Брянской области С.А.П. и представитель 3-го лица администрации Брянской области Л.О.В. исковые требования не признали.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 19 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований прокурору города Брянска в защиту интересов А.К.М. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению социальной защиты населения Брянской области о понуждении к предоставлению жилищной субсидии, исходя из обшей площади жилого помещения 36 кв.м, отказано.
В апелляционном представлении старший помощник прокурора города Брянска ( прокурор, участвующий в деле) Н.С.Н. просит об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального права, ссылаясь на то, что основаниями для подачи искового заявления прокурором города являлось то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению А.К.М., было установлено что, она относится к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. А.К.М. состоит на учете в сводном реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ставших на учет до 01 января 2005 года. Считает неправильным вывод суда о том, что действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется на такую категорию лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, поскольку Указом Президента РФ от 15.10.1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных деяний) предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов ВОВ соответствующих групп, остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников ВОВ из числа военнослужащих. Считает, что льготы, предусмотренные ст.ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах" распространяются на бывших несовершеннолетних узников фашизма и А.К.М. имеет право на полный объем материально-бытовых льгот, предусмотренных ст.ст.14 и 15 ФЗ "О ветеранах".
Заслушав доклад судьи областного суда Богородской Н.А., объяснения прокурора, участвующего в деле, Седневой О.А. и А.К.М., поддержавших доводы апелляционного представления, возражения на доводы апелляционного представления представителей Департамента строительства и архитектуры Брянской области К.Е.Б. и представителя Управления социальной защиты населения Брянской области С.А.П., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что А.К.М. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, зарегистрирована в трехкомнатной квартире по адресу "адрес", общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м, в указанной квартире также зарегистрированы ее муж А.М.М., сыновья А.О.М. и А.Г.М., внучка А.М.Ю.
А.К.М. состоит на учете на улучшение жилищных условий и включена в сводный реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и ставших на учет до 01 января 2005 года, под номером ... с датой постановки на жилищный учет 11 февраля 1992 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлялись льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, при этом объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма не определен, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, для которых предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с ч.1 ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах"Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно Положению о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утв. постановлением администрации Брянской области от "дата" N (в редакции постановления от "дата" N), в 2008, 2009, 2010 годах А.К.М., как лицу, имеющему статус бывшего несовершеннолетнего узника фашизма, предлагалась жилищная субсидия, исходя из нормы общей площади жилого помещения 18 кв.м, от получения которой А.К.М. отказалась.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора города Брянска в интересах А.К.М. Суд обоснованно не принял доводы прокурора и А.К.М. о применении к спорным правоотношениям Указа Президента РФ от 7 мая 2008года N 714, т.к. приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по существу сводятся к переоценке выводов суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 19 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление старшего помощника прокурора гор. Брянска Н.С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Богородская
Судьи областного суда В.В.Суяркова
А.А.Тумаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.