Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Гусевой Н.А.,
судей Лукоянова А.Н., Ворониной М.В.,
при секретаре Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы Павинского муниципального района, ООО "Лес Транс" на решение Павинского районного суда Костромской области от 20 февраля 2012 года, которым признаны незаконными действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по предоставлению в аренду ООО "Лес Транс" земельного участка с кадастровым номером 44:16:053002:48, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления. На ООО "Лес Транс" возложена обязанность прекратить использование земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления и ликвидировать свалку отходов лесопиления в срок до 01 июня 2012 года. С ООО "Лес Транс" в доход Павинского муниципального района Костромской области взыскана государственная пошлина в размере 2000 руб.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав объяснения представителя администрации Павинского муниципального района Иванова О.Н., представителя ООО "Лес Транс" Мишенева О.П., прокурора Рыловой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Павинского района обратился в суд с иском к администрации Павинского муниципального района Костромской области о признании их действий по предоставлению в пользование земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения для складирования отходов деревопереработки незаконными, а также к ООО "Лес Транс" о признании незаконным использования ими земельного участка площадью 5020,22 кв.м., кадастровый номер N для складирования отходов лесопиления по адресу: Костромская область Павинский район Павинское сельское поселение, за бывшей базой ОРСа, и обязании ООО "Лес Транс"" ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления, произвести рекультивацию земель сельскохозяйственного назначения с целью ликвидации причиненного окружающей среде негативного воздействия. В обоснование требований указал, что прокуратурой Павинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Павинского муниципального района Костромской области. В ходе проверки установлено, что администрацией Павинского муниципального района Костромской области заключен договор от 10.12.2010 года с ООО "Лес Транс" об аренде земельного участка площадью 5020,22 кв. м, кадастровый номер N, для складирования отходов лесопиления по адресу: Павинское сельское поселение, за бывшей базой ОРСа. Организованная свалка - объект размещения отходов производства (полигон), используемый ООО "Лес-Транс" для временного хранения опилок, не оборудована в соответствии с нормативными требованиями. Кроме того указанный полигон отходов лесопиления организован незаконно, поскольку расположен на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит целевому использованиюданной категории земель, разрешённым способам использования таких земель, что приводит к их загрязнению, нарушая, тем самым интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка организации свалок твёрдых бытовых отходов, а также рационального использования земель. В силу чего договор аренды указанного земельного участка является незаконным.
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно уточнялись и в окончательном виде прокурор Павинского района просил признать незаконными действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по предоставлению в аренду ООО "Лес Транс" земельного участка с кадастровым номером 44:16:053002:48, находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения для целей складирования отходов лесопиления и обязать ООО "Лес Транс" прекратить использование земельного участка с кадастровым номером N находящегося в категории земель сельскохозяйственного назначения в целях складирования отходов лесопиления, ликвидировать свалку отходов лесопиления в срок до 01 июня 2012 года.Требования в части обязания администрации Павинского муниципального района произвести рекультивацию земельного участка не поддержал.
По делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава Павинского муниципального района просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что на земельном участке расположена площадка по сбору отходов лесопиления, а не свалка как указано прокурором. На данном объекте производится накопление древесных опилок и стружки с дальнейшей вывозкой не реже двух раз в месяц. Кроме того, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов "опилки и стружка натуральной чистой древесины" не имеют класса опасности для окружающей природной среды. Согласно Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. "Объект размещения отходов" - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, отвал горных пород и другое).Требования к местам обустройства временного хранения отходов производства используемых в качестве вторичного сырья установлены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003г. N80 "О введении в действие санитарно -эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03". Исходя из этого, можно полагать, что отходы не имеющие класса опасности и пятого класса опасности могут храниться открыто навалом, насыпью в специальном отведенном месте-площадке. При таких обстоятельствах считает, что нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно -эпидемиологического благополучия населения не имеется, в связи с чем исковые требования прокурора удовлетворены не обосновано, а исковое заявление принято судом к рассмотрению в нарушение ст.45 ГПК РФ.Кроме того, указал, что признавая постановление главы местного самоуправления Павинского района N154 от 22.06.2004 года ничтожным, суд не учел тот факт, что при изъятии земельного участка нарушений земельного законодательства не было, поскольку процедура была проведена в добровольном порядке по соглашению сторон. В свою очередь, признавая незаконным перевод из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо учесть тот факт, что перевод земель из одной категории в другую не состоялся. Из чего следует, что фактически нарушения земельного законодательства со стороны администрации Павинского муниципального района нет.Земельный участок с кадастровым номером N имеет вид разрешенного использования "Для складирования отходов лесопиления", поставлен на кадастровый учет в 2006 году, бывшим пользователем иарендатором ООО Кроностар. В момент изъятия данный земельный участок колхозом им.Чапаева не использовался и к сельскохозяйственным угодьям не относился, поскольку там была несанкционированная стихийная свалка ТБО. Также просит учесть, что на момент подачи искового заявления и рассмотрения дела в судебном заседании, срок действия договора от 10.12.10 г. между администрацией Павинского муниципального района и ООО "Лес Транс" истек, арендные отношения прекращены 11.12.2011 года, земельный участок с кадастровым номером N администрацией Павинского муниципального района не используется.
В апелляционной жалобе ООО "Лес Транс" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что прокурором необоснованно указано на нахождение на земельном участке свалки, т.к. при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N от 10.12.10 г. между администрацией Павинского муниципального района и ООО "Лес Транс" должностными лицами ООО "Лес Транс" данный участок был обследован. Было установлено, что на нем имеется площадка для складирования древесных опилок и стружки, которая соответствует требованиям санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 г. N80 и Федерального закона от 24.06.1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которого древесные опилки и стружка могут храниться открыто навалом, насыпью в специальном отведенном месте - площадке. Также указал, что ежегодно с указанной площадки ООО "Лес Транс" получает и вывозит в среднем 10 тыс. кубометров древесных опилок и стружки, которые в свою очередь поставляются по договорам поставки в ООО "Кроностар" и используются в качестве вторичного сырья для дальнейшей переработки. Последствия принятия судом такого решения, затрагивают хозяйственную деятельность ООО "Лес Транс", поскольку они будут вынуждены расторгнуть договорапоставки древесных опилок и стружки с ИП Дола, ИП Чегодаев и КФХ Ветлуга, которые непосредственно используют площадку для временного складирования древесных опилок и стружки, поскольку используемая ими большегрузная техника из-за отсутствия подъездных путей не осуществлять сбор опилок и стружки непосредственно с их производственных территорий. В результате они будут вынуждены либо сокращать объемы поставок в ООО "Кроностар" либо искать иных поставщиков за пределами Костромской области, что в свою очередь увеличит транспортные расходы ООО "Лес Транс" и отразится на деятельности предприятия. Кроме того, последствия принятия такого решения в защиту охраны окружающей среды будут иметь противоположный результат, поскольку лесопереработчики пользующиеся данным объектом (площадкой) будут вынуждены решать вопрос утилизации данных отходов. Имеющийся в Павинском районе полигон ТБОне рассчитан на такой объем отходов, и в результате будут иметь место несанкционированные свалки отходов, чем будет причинен гораздо больший вредокружающей среде в данной местности.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Павинского района считает доводы ответчиков необоснованными, а решение подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что действия администрации Павинского муниципального района по предоставлению в аренду ООО "Лес Транс" земельного участка с кадастровым номером 44:16:053002:48, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения, незаконны в силу его нецелевого использования, и установив, что указанный земельный участок, несмотря на окончание срока действия договора аренды используется ООО "Лес Транс" для складирования отходов лесопиления возложил на него обязанность по прекращению использования земельного участка и ликвидации свалки отходов.
Этот вывод соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, основания для признания его неправильным отсутствуют.
Как видно из материалов дела земельный участок, площадью 5020,22 кв.м, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" за территорией бывшей базы ТФК "Надежда" относится к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для складирования отходов лесопиления.
Указанный земельный участок в соответствии с соглашением от 10 декабря 2010 года администрация Павинского муниципального района Костромской области предоставила в аренду ООО "Лес Транс" для складирования отходов лесопиления на срок до 11 декабря 2011 года.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
Согласно п.2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей ( ст. 78 ЗК РФ).
Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения отходов лесопиления незаконно, поскольку противоречит целевому назначению земель.
Согласно п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу п.1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно признаны незаконными действия администрации Павинского муниципального района Костромской области по предоставлению в аренду ООО "Лес Транс" указанного выше земельного участка. А поскольку судом было установлено, что земельный участок, несмотря на окончание срока действия договора аренды используется ООО "Лес Транс" для складирования отходов лесопиления, то на ООО "Лес Транс" обоснованно возложена обязанность по прекращению использования земельного участка и ликвидации свалки отходов.
Учитывая, что закон не содержит норм, разрешающих нецелевое использование земель даже при отсутствии нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно - эпидемиологического благополучия населения, доводы жалобы по этому вопросу не могут быть признаны обоснованными.
Довод о том, что судом в нарушение ст. 45 ГПК РФ необоснованно принято к рассмотрению исковое заявление прокурора, не может быть признан состоятельным, поскольку исковое заявление подано прокурором в интересах Российской Федерации, что не противоречит положениям ст. 45 ГПК РФ. Обоснование своего права на предъявление настоящего иска приведено прокурором в исковом заявлении, оно является убедительным и основанным на фактических обстоятельствах дела.
Так, согласно ст. 12 ЗК РФ земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Поскольку предоставление спорного земельного участка в аренду конкретному пользователю для целей не связанных с его назначением противоречит основным принципам земельного законодательства, а значит нарушает права и законные интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного порядка, то доводы главы администрации Павинского муниципального района о неправомерности предъявления данного иска прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не обоснованны.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, жалобы не содержат.
Таким образом, судом при рассмотрении дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального закона не усматривается, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Павинского районного суда Костромской области от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы главы Павинского муниципального района, ООО "Лес Транс" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.