Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 13 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.,
судей - Курочкиной И.А. и Шуваевой Е.И.,
при секретаре Гуреевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2012 года гражданское дело по заявлению Власовой Т.А. о признании незаконным решения Администрации Рыльского района Курской области об отказе в предоставлении в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, поступившее по апелляционной жалобе Власовой Т.А. на решение Рыльского районного суда Курской области от 26 апреля 2012 года, которым в удовлетворении заявления Власовой Т.А. отказано.
Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Рыльского района Курской области об отказе в предоставлении в аренду земельных участков. В обоснование требований указала, что она, являясь инвалидом, 30.01.2012г. обратилась в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлениями о предоставлении ей в первоочередном порядке, предусмотренном ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в аренду четырех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м каждый, расположенные в "адрес", а именно: с кадастровым номером N, "адрес"; - N, "адрес"; - N, "адрес"; - N "адрес".
Администрацией Рыльского района Курской области 28.02.2012г. в удовлетворении указанного заявления отказано на том основании, что Законом N181-ФЗ не установлен порядок предоставления земельных участков инвалидам, а в силу действующего порядка, установленного ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, их предоставление возможно только путем участия заявителя в аукционе.
Полагая, что указанный отказ является незаконным и нарушает ее права инвалида, Власова Т.А. обратилась в суд.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Власова Т.А. просит отменить судебное решение как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 10.02.2009г. N2 (ред. от 09.02.2012г.) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (пункт 25) указал, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Так, судом первой инстанции установлено, что 30 января 2012г. Власова Т.А., являющаяся инвалидом, ссылаясь на ст.17 Закона N181-ФЗ, обратилась в Администрацию Рыльского района Курской области с заявлениями о предоставлении ей в первоочередном порядке в аренду вышеназванных земельных участков из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства (л.д.8-11).
Спорные земельные участки расположены в "адрес", полномочия по распоряжению которыми, осуществляет орган местного самоуправления - Администрация Рыльского района Курской области (п.3 ч.1 ст.7 и п.14 ч.2 ст.41, ст.42 Устава).
Письмом от 28.02.2012г. N (л.д.12) Администрация Рыльского района Курской области отказала Власовой Т.А. в удовлетворении заявлений. При этом в качестве основания к отказу в предоставлении последней земельных участков в первоочередном порядке указано на отсутствие законодательно установленного порядка реализации права (льготы), предусмотренного ст.17 Закона N181-ФЗ и отсутствия каких-либо исключений для инвалидов в этой части в Земельном кодексе РФ, статья 30.1 которого устанавливает правило о заключении договоров купли-продажи или аренды земельных участков для индивидуального жилищного строительства на аукционах.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Закон N59-ФЗ), государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1), запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2), принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3), и дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона (пункт 4).
Аналогичные требования установлены статьей 10, Закона Курской области от 30 мая 2008г. N32-ЗКО (ред. от 17.12.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан в Курской области".
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 указанной нормы продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Исходя из вышеизложенного, коллегия полагает, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного закона.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения, поскольку его содержание не соответствует требованиям действующего закона.
В тоже время, по смыслу положений статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, наделены правом на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, при условии признания нуждающимися в улучшении жилищных условий, и принятия на соответствующий учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25 ноября 2010г. N1447-О-О (пункт 2.1.) указал: " Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства."
Суд первой инстанции, приходя к выводу о законности оспариваемого решения, указал, что права Власовой Т.А. на первоочередное предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства оспариваемым решением не нарушены, поскольку последней не были представлены сведения, подтверждающие возможность применения при разрешения настоящего дела ст.17 Закона N181-ФЗ, а именно, данные о признании заявителя нуждающейся в улучшении жилищных условий и о постановке на соответствующий учет в органе местного самоуправления.
Вместе с тем, из материалов настоящего гражданского дела, в том числе, оспариваемого решения видно, что Администрацией Рыльского района Курской области указанные обстоятельства при рассмотрении заявлений Власовой Т.А. не устанавливались, в связи с чем, решение местного органа самоуправления нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения Рыльского районного суда Курской области от 26 апреля 2012 года и принятии нового решения по делу, которым заявление Власовой Т.А. удовлетворить, признав оспариваемое ею решение незаконным, обязав орган местного самоуправления рассмотреть заявления Власовой Т.А. от 30.01.2012г. о предоставлении в аренду четырех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м каждый, расположенные в "адрес", а именно: с кадастровым номером N, "адрес"; - N, "адрес"; - N, "адрес"; - N, "адрес", в установленном законом порядке.
Руководствуясь п.2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рыльского районного суда Курской области от 26 апреля 2012 года отменить, постановить по делу новое решение:
"Отказ Администрации Рыльского района Курской области от 28 февраля 2012 года N450 в предоставлении Власовой Т.А. в первоочередном порядке в аренду четырех земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью по 800 кв.м каждый, а именно: земельный участок с кадастровым номером 6:20:270106:214, расположенный адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", признать незаконным.
Обязать Администрацию Рыльского района Курской области рассмотреть заявления Власовой Т.А. в установленном законом порядке."
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.