судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе
председательствующего Углановой М.А
судей Орловой Е.А., Зубовой Т. Н.
при секретаре Наумовой Н. М.
в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по апелляционной жалобе Сенновой Ю. А. на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 февраля 2012г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Сенновой Ю.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по возрасту в связи со снижением общеустановленного возраста и перерасчете недополученной пенсии, оказать".
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Орловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сеннова Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии по возрасту в связи со снижением общеустановленного возраста и перерасчете недополученной пенсии.
В обоснование исковых требований указывалось, что "дата" обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и перерасчете недополученной части пенсии. Однако в этом ей было отказано, поскольку в оспариваемые ею периоды она работала в филиале ОАО " О" Орловское АТП N, юридическим адресом которого является "адрес", и указанная территория не относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Полагает данный отказ незаконным по тем основаниям, что УМиАТ "О", затем Автобаза N треста " А", затем ПО " А" Орловское АТП N, затем АООТ " А" Орловское АТП N, в котором она работала в период времени с "дата" по "дата", фактически располагалось на территории "адрес", территория которого отнесена к зоне проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Считает, что она имеет право на назначение пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста на три года.
Просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 52 лет и произвести перерасчет недополученной пенсии с "дата" по "дата" в размере 200136руб.
Представитель ответчика исковые требования не признала по тем основаниям, что назначение пенсии носит заявительный характер, и ранее 2001г. истица не обращалась к ним за назначением пенсии.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить ввиду его незаконности.
Полагает, что ответчик не исполнил свою обязанность по разъяснению её права на назначение пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста ещё в 1999г.
Указывает на то, что ей не было известно о наличии Закона РФ от 15 мая 1991г. N1244-1, дающего право на назначение пенсии по возрасту на льготных основаниях, что помешало своевременно обратиться с заявлением в УПФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истицы, поддерживающей жалобу, возражения на жалобу представителя ответчика ГУ УПФ РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.7 ФЗ от 17.12.2001 N173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
До 1.01.2002г. пенсии назначались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г.N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу ст. 10 указанного Закона пенсия на общих основаниях устанавливалась женщинам по достижении возраста 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет.
Сроки назначения пенсии регулировались ст. 118 Закона, ч.ч.1, 2 которой предусматривали, что пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 119 Закона.
Днем обращения за пенсией считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и документов по почте, днем обращения считается дата их отправления.
Статьёй 119 Закона было установлено, что пенсия по старости и пенсия за выслугу лет назначалась со дня прекращения работы (службы), если обращение за ней последовало не позднее месяца со дня оставления работы.
Во всех случаях пенсия назначалась не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Как установлено материалами дела, Сеннова Ю.А. с "дата" по "дата" работала в УМиАТ " О", переименованного затем в Автобазу N треста " А", затем в ПО " А" Орловское АТП N, затем в АООТ I " А" Орловское АТП N.
Данные обстоятельства подтверждаются записями, содержащимися в копии трудовой книжки истицы (л.д. 12-22).
Сенновой Ю.А. пенсия по старости назначена по достижении 54 лет в соответствии с Законом от 20.11.1990г. N340-1 с "дата" согласно её заявлению и Предложения о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", выданного Советским районным центром занятости населения г. Орла от "дата", что подтверждается копиями материалов выплатного дела (л.д.60 - 62).
Тот факт, что истица ранее указанной даты с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно в связи со снижением общеустановленного возраста на три года в установленном законом порядке в Пенсионный Фонд не обращалась, она не оспаривала в судебном заседании.
Согласно пунктов 7 и 8 части 1 статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991г. N1241-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянного проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии со ст.34 данного Закона, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.Как видно из материалов дела, основанием обращения Сенновой Ю.А. в суд с вышеуказанными требованиями, явился отказ ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области в удовлетворении в "дата". её заявления о перерасчете пенсии за период с "дата" по "дата" в связи с правом на получение пенсии с 52-летнего возраста (л.д. 23-28).
С 01.01.2002г. трудовые пенсии устанавливаются в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г. N173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.1 ст. 19 "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости.
Пунктами 4 и 4.1 ст. 19 предусмотрено, что трудовая пенсия назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией определенного пунктом 2 настоящей статьи, в следующих случаях: 1) трудовая пенсия по старости - со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы; 2) трудовая пенсия по инвалидности - со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", следует, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст.22 Федерального Закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", назначение пенсии производятся по заявлению гражданина. При этом обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию.
В силу пунктов 6,7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением от 27.02.2002года Минтруда РФ N17, Пенсионным фондом РФ N19 п.б., граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства в любое время после возникновения права на нее непосредственно либо через представителя.
В соответствии с пунктами 15 и 16 названных Правил днём обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Следовательно, ранее действовавшим и действующим в настоящее время законодательством установлен порядок назначения пенсии путём подачи заявления в орган Пенсионного фонда РФ после возникновения права на пенсию.
То обстоятельство, что Сеннова Ю.А. не относится к категории граждан, которым пенсия в соответствии со ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и ст. 119 Закона РФ от 20.11.1990г.N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" назначается ранее дня обращения за ней, она не отрицала в судебном заседании.
При этом судом не установлено обстоятельств, которые лишали истицу возможности обратиться в соответствующие органы за назначением пенсии досрочно на льготных основаниях в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
По изложенным основаниям довод жалобы истицы о том, что пенсионный орган не разъяснил её право на назначение пенсии с 1999г. в связи со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не влечёт отмену постановленного решения, поскольку такая обязанность в отсутствие соответствующего заявления истицы не возлагается на ответчика.
Сеннова Ю.А. не отрицала в суде того факта, что, работая на предприятии, расположенном на территории с льготным социально-экономическим статусом, получала доплату.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что она знала, что организация находится в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с этим несостоятельным является довод её жалобы о том, что выплата пособия по месту работы произведена была один раз.
Поскольку Сеннова Ю.А., обратившись за назначением пенсии в июле 2001г., реализовала таким образом свое право на ее назначение с момента обращения за ней, вывод суда об отсутствии законных оснований для признания за нею права на назначение ей трудовой пенсии с "дата" и её перерасчёта до "дата" является правильным.
Незнание закона истицей не влияет на возникновение у ответчика обязанности о признании за нею права на назначение пенсии по старости на льготных основаниях и перерасчёт её пенсии с "дата"
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для установления факта территориального расположения организации - УМиАТ " О", переименованного затем в Автобаза N треста " А", в ПО " А" Орловское АТП N, в АООТ " А" Орловское АТП N, в районе "адрес", поскольку для рассматриваемого спора это правового значения не имеет.
Таким образом, вывод суда об отказе истице в удовлетворении её исковых требований является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и вышеуказанным нормам материального права.
Не влекущим отмену решения суда является ссылка истицы на то, что суд указал в решении на то, что пенсия по старости ей назначена в соответствии с ФЗ от 17.12.2001г. N173 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку это не привело к вынесению незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заводского районного суда г. Орла от 21.02.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сенновой Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.