Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Винеля А.В.,
судей Цуцковой И.А., Ивановой М.Ю.,
при секретаре Смородиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Овчинникова Виталия Альбертовича на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Цуцковой И.А., объяснения Овчинникова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области Яковлевой Ю.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинников В.А. обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Смоленской области о признании незаконным требования N "данные изъяты" об уплате налогов, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2011 г., списании начисленного налога за 2009 г. в размере "данные изъяты" руб. и за 2010 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., ссылаясь на то, что до 2011 г. ему принадлежала на праве собственности доля на земельный участок, расположенный по адресу: "данные изъяты", земельный налог на данные участки им был уплачен согласно выставленных требований, однако в августе 2011 г. он получил налоговые уведомления, в которых содержались сведения о необходимости уплаты им налога за 2009 г., 2010 г. в связи с произведенным перерасчетом, при этом документов, из которых было бы видно, на каком основании был произведен перерасчет, не прилагалось. С данным перерасчетом он не согласен, считает его незаконным, и как следствие, выставленное уведомление налоговым органом, является незаконным. Указывает на то обстоятельство, что Инспекцией пропущен срок предъявления требования об уплате налога за 2009 г. и 2010 г., в связи, с чем просил признать незаконным требование N "данные изъяты" об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.11.2011 г., обязать Межрайонную инспекцию ИФНС России N2 по Смоленской области списать начисленный земельный налог за 2009 г. в размере "данные изъяты" руб., за 2010 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В судебном заседании Овчинников В.А. поддержал заявленные требования.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России N2 по Смоленской области Драгушан А.В. заявленные требования не признал, считая их не обоснованными.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 марта 2012 года в удовлетворении заявления Овчинникова В.А. отказано
В апелляционной жалобе Овчинников В.А. просит отменить решение, считает его незаконным и необоснованным, поскольку судом допущены нарушения норм материального права, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, так как он в установленном законом порядке исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2009-2010 г.г. Произведенный в 2011 г. налоговой инспекцией перерасчет земельного налога считает незаконным.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которого введен налог.
Как следует из материалов дела, Овчинникову В.А. на праве собственности принадлежали "данные изъяты" доли земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу "данные изъяты", разрешенное использование - под общественную застройку (дом быта).
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 г. N584 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Смоленской области" разрешенное использование земельного участка - удельный показатель кадастровой стоимости при расчете земельного налога с данной категорией применяется ставка 0,75%.
Согласно ст. 9 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области от 17.11.2005 г. N13 (с внесенными изменениями от 04.03.2009 г. N17) установлена налоговая ставка для исчисления земельного налога в 0,09 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовки; в 0,75 % в отношении земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочных станций, автостоянок, автомоек, гостиниц (согласно данных ФБУ "Кадастровая палата" по Смоленской области, Администрации г.Гагарин земельный участок истца, имеет разрешенное использование - под общественную застройку (дом быта)), данная норма действует с 01.01.2009.
На основании направленных Межрайонной ИФНС России N5 по Смоленленской области и Межрайонной ИФНС России N 2 по Смоленской области в адрес Овчинникова В.А. налоговых уведомлений и требований об уплате земельного налога за 2009 г. и 2010 г., последним произведена оплата земельного налога, определенного налоговым органом в установленные сроки (л.д.7,8,9,10,11,12-13,14).
Межрайонной ИФНС России N2 по Смоленской области в адрес Овчинникова А.В. в июне 2011 г. направлены налоговые уведомления NN "данные изъяты" и "данные изъяты", из которых следует, что ему пересчитан земельный налог и разъяснено о необходимости уплаты исчисленных в налоговых уведомлениях сумм земельного на за 2009 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. и за 2010 г. в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в срок до 01.11.2011 г. (л.д.15,16).
Также налоговым органом в адрес истца было направлено оспариваемое им налоговое требование N "данные изъяты" о наличии задолженности по оплате земельного налога по состоянию на 01.11.2011 г. за 2009 г. и 2010 г. в общей сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. ( "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. + "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.), расчет которой произведен, исходя из налоговой ставки 0,75 %.(л.д.15,16,17-18).
Как следует из объяснений и документов представленных представителем Межрайонной инспекции ФНС России N2 по Смоленской области, изначально доля земельного участка, находящаяся в собственности у Овчинникова В.А., была отнесена к категории земель предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовки, в связи с чем налог Овчинникову В.А. рассчитывался по ставке 0,09 % от кадастровой стоимости земельного участка. В мае 2011 г., согласно анализа базы данных, представленных службой Кадастра недвижимости, о соответствии категории земель и вида разрешенного использования, налоговым органом проведена идентификация земельных участков, в связи с чем было установлено, что при разрешенном использовании земельного участка истца налог подлежал исчислению из ставки 0,75%, в связи с чем был произведен перерасчет и в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления и оспариваемое им требование об уплате налога за 2009-2010 г.г.
Согласно ст. 393 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
В силу п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с ч. 4 ст. 396 НК РФ, действовавшей в период начисления и уплаты Овчинникову В.А. земельного налога за 2009-2010 г.г., исходя из ставки 0,09%, представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
Согласно ст. 12 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области от 17.11.2005 г. N13 в ред. от 23.11.2006 N 121 (действовавшей в период начисления и уплаты налогоплательщиками, в том числе Овчинниковым В.А., земельного налога в 2009-2010 г.г.), уплата налога физическими лицами производится на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, путем авансовых платежей в срок до 1 июля и до 1 ноября текущего налогового периода. Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежат уплате в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Федеральным законом РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.11.2009 г. N 283-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2010 г., внесены изменения в п. 4 ст. 397 НК РФ. Согласно новой редакции п. 4 указанной статьи дополнен абзацами следующего содержания: "Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта".
До 01.01.2010 налоговое законодательство таких положений не содержало.
Учитывая, что обязанность налогоплательщика по уплате разницы между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежала уплате в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, с учетом поправок, вступивших в законную силу с 01.01.2010, у налоговых органов появилось законное основание в случае выявления у физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, неправильного начисления земельного налога, доначислить ему не исчисленные ранее суммы земельного налога, направив по ним налоговые уведомления, что в данном случае и было выполнено налоговым органом при перерасчете налога за 2009-2010 г.г. с соблюдением установленного законом 3-годичного срока предъявления требования об уплате налога.
При таких обстоятельствах доводы жалобы Овчинникова В.А. в той части, что судом неправильно применены нормы п. 4 ст. 397 НК РФ, так как земельный налог был оплачен им своевременно, а указанная норма закона не дает налоговой инспекции полномочий по повторному направлению уведомления, в том числе и в случае неправильного начисления налога, судебной коллегией во внимание приняты не могут быть.
Указание Овчинниковым В.А. на нарушение срока направления требования об уплате доначисленного налога от 10.11.2011 несостоятельны, так как согласно п. 6 ст. 69, п. 2 ст. 70 НК РФ указанные сроки соблюдены - налоговыми уведомлениями N "данные изъяты" и "данные изъяты" предложено Овчинникову В.А. произвести уплату доначисленного налога в срок до 01.11.2011, требование об уплате налога выставлено 10.11.2011 (л.д.15-17).
Также не может являться основанием для освобождения ответчика от обязанности по уплате налога и довод, что наличие технической ошибки при установлении категории разрешенного использования земельного участка не может являться основанием для доначислении земельного налога, поскольку обязанность по уплате такового истцом была исполнена своевременно. Проведением государственной кадастровой оценки земель и определении их разрешенного использования занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая предоставляет вышеуказанные сведения, являющиеся налоговой базой для исчисления земельного налога, в налоговый орган, который в свою очередь на основе полученных сведений производит расчет налога. Самостоятельно налоговый орган кадастровую стоимость земельного участка и категорию его разрешенного использования определить не вправе, однако результаты определения таковых могут быть оспорены в суде, и в случае признания такой оценки ошибочной, данное обстоятельство может являться основанием для перерасчета сумм налога. Однако ответчиком в рамках данного дела измененная категория разрешенного использования земельного участка не оспаривалась, соответствующего требования не заявлялось, в связи с чем земельный налог, который подлежит уплате ответчиком, обоснованно был исчислен исходя из сведений, представленных органом Роснедвижимости.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, которые сводятся к неправильному толкованию норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении, не имеется.
Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 27 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Овчинникова Виталия Альбертовича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.