Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Цехомской Е.В., Перовой М.В.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования город Новороссийск на основании доверенности Мяктинова В.М. на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 13 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Новороссийска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации муниципального образования г.Новороссийск от 31.03.2010г. N881 "Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск".
По мнению прокурора, оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным, поскольку принят с превышением полномочий, а сами тарифы не являются экономически обоснованными.
В ходе судебного разбирательства прокурор г.Новороссийска уточнил требования и просил суд признать недействующими пункт 1 со всеми подпунктами Постановления муниципального образования город-герой Новороссийск от 31.03.2010г. N881 "Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск".
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Новороссийска Воробьева О.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Обжалуемым решением суда заявление прокурора г.Новороссийска удовлетворено. Суд признал незаконными (недействующими) с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 со всеми подпунктами Постановления муниципального образования город-герой Новороссийск от 31.03.2010 г. N 881 "Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск". Суд также обязал администрацию муниципального образования город-герой Новороссийск, после вступления решения в законную силу, опубликовать в печатном издании - газете "Новороссийские вести" настоящее решение суда или сообщение о решении об отмене п.1 со всеми подпунктами постановления N 881 от 31.03.2010г.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Законом Краснодарского края от 07.07.1999г. N193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае", Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995г. N660 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае, п.5 ст.7 и п.6 ст.37 Устава муниципального образования город-герой Новороссийск, постановлением администрации МО г.Новороссийск N881 от 31.03.2010г. установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании город Новороссийск.
Постановление опубликовано в газете "Новороссийские вести" 06.04.2010г. N23-24.
Как следует из ст.9 Закона КК N193-КЗ, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции устанавливают тарифы на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения.
Законом КК N 2221-КЗ от 10.05.2011г. "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае", в ст.9 указанного Закона внесены изменения, а именно, в компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае оставлено установление тарифов для муниципальных предприятий на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных городских, муниципальных пригородных и муниципальных междугородных маршрутах регулярного сообщения.
В силу ст.2 Закона КК N2221-КЗ от 10.05.2011г., закон вступил в законную силу со дня его официального опубликования, а именно с 27.05.2011г.
Следовательно, на момент принятия оспариваемого постановления, администрация МО г.Новороссийска обладала полномочиями по установлению тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в целом, а не только муниципальных предприятий. Таким образом, суд правильно установил, что обжалуемое в части Постановление принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции и опубликовано.
Согласно информации, представленной региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края, установление минимальных тарифов на перевозки произведено администрацией г.Новороссийск при отсутствии их экономической обоснованности; обследование пассажирооборота муниципального образования в порядке, установленном Распоряжением главы администрации Краснодарского края "О совершенствовании тарифной политики пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае" (от 31.12.2004г. N1564-р) органами местного самоуправления г.Новороссийск надлежащим образом не производилось; обследование пассажиропотока произведено администрацией города неполно, в связи с чем расчет экономически обоснованного тарифа произведен неверно; расчет тарифа на проезд пассажиров автобусами средней и большой вместимости, а также двойного тарифа за перевозку пассажиров в ночное время отсутствует.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что установленные пунктом 1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск" (от 31.03.2010г. N881) тарифы не являются надлежащим образом экономически обоснованными.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. N239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в данный перечень, помимо прочего, входят перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
В соответствии с п.7 Порядка государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае (приложение N1 к Постановлению главы администрации Краснодарского края "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае" утв. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995г. N660) предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (в том числе маршрутными таксомоторами) в муниципальном городском, муниципальном пригородном сообщениях (кроме железнодорожного транспорта) устанавливаются решением органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов Краснодарского края одновременно для всех видов перевозок общественным транспортом городского и пригородного сообщения муниципального образования с учетом необходимой прибыли в пределах рентабельности не более 15 процентов.
Предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г.Новороссийск установлены Приказом РЭК -департамента цен и тарифов Краснодарского края от 03.03.2009г. N5/2009-ат.
Согласно п.1, п.2 указанного Приказа РЭК предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров общественным автомобильным транспортом для организаций и индивидуальных предпринимателей в муниципальном образовании город Новороссийск установлены в следующих размерах: в автобусах малой, средней и большой вместимости -10 рублей; в автобусах особо малой вместимости (с количеством посадочных мест до 18), работающих на маршрутах: протяженностью одного оборотного рейса до 15 км - 8 рублей; протяженностью одного оборотного рейса от 15 км до 30 км - 11 рублей; протяженностью одного оборотного рейса свыше 30 км - 13 рублей; в пригородном сообщении 1,40 руб. за 1 пассажирокилометр.
Как правильно указал суд, в нарушение указанных норм федерального и регионального законодательства, пунктом 1 постановления администрации г.Новороссийск от 31.03.2010г. N881 "Об установлении предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в МО г.Новороссийск" установлены предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск, которые отличаются от тарифов, установленных вышеуказанным приказом РЭК (кроме электрического транспорта) в сторону увеличения.
Кроме того, пунктом 1 Постановления главы муниципального образования г.Новороссийск "Об установлении предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом в муниципальном образовании г. Новороссийск" (от 31.03.2010г. N881) установлены только предельные минимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск.
Предельные максимальные тарифы на перевозку и пассажиров автомобильным транспортом, а также порядок определения размера тарифа для конкретного перевозчика данным Постановлением не определены. Указанные обстоятельства могут явиться причиной необоснованного произвольного установления перевозчиками тарифа, максимальный размер которого не ограничен.
Установление для правоприменителей необоснованно широких пределов усмотрения, а в данном случае отсутствие ограничения верхнего предела тарифа на перевозку автомобильным транспортом, является коррупционным фактором, предусмотренным п.п."а" п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ N96 от 26.02.2010г.).
Как следует из информации, поступивший в адрес суда 13.02.2012 г. от Департамента цен и тарифов Краснодарского края, 14.07.2010г. в Департамент поступило обращение первого заместителя главы администрации г.Новороссийска об установлении тарифов на пассажирские перевозки. По результатам рассмотрения данного обращения департаментом администрацию г. Новороссийска было направлено извещение от 26.07.2010г. N57-4228/10-08. Установление экономического обоснованного тарифа на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в г.Новороссийске находится в стадии рассмотрения.
Администрация МО г.Новороссийска не предоставила суду сведений о направлении требуемой информации в Департамент до настоящего времени.
Таким образом, фактически администрацией города не предпринимается никаких реальных мер к отмене оспариваемого постановления, а неправомерно установленные администрацией города тарифы на пассажирские перевозки в г.Новороссийске продолжают действовать.
Результатом действия данного постановления администрации города является применение на всей территории муниципального образования необоснованно завышенных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, что затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами городского автомобильного пассажирского транспорта.
В связи с чем, суд правомерно пришел к выводу, что установление предельных минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в МО г.Новороссийск, является незаконным. Потому состоятельным является и вывод о необходимости удовлетворения требований прокурора.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Новороссийск на основании доверенности Мяктинова В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.