Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя Барилко Л.А., поступившую в краевой суд 19 июня 2012 года, на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 16 января 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2012 года по делу по иску Барилко Л.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, ГУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю", ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, третье лицо Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приватизации, признании права собственности на занимаемое жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Барилко Л.А. обратилась в суд с иском к ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по КК, ГУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по КК", ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КК, третье лицо Управление по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар о признании незаконным отказа в приватизации, признании права собственности на занимаемое жилое помещение.
Требования мотивированы тем, что Барилко Л.А. является основным квартиросъемщиком двухкомнатной квартиры N *** в доме N *** корпус N *** по ул. *** в г. *** общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м. В данном жилом помещении истец проживает с *** года по настоящее время. В занимаемое жилое помещение она вселилась на основании ордера N *** серии *** от *** на жилое помещение. Ордер выдан на основании решения исполкома Прикубанского районного СНД от *** N ***. Вместе с ней проживает совершеннолетний сын " Ф.И.О. "1, *** года рождения. Иного жилья у них не имеется. " Ф.И.О. "1 выразил свое согласие на приватизацию указанной квартиры. Барилко Л.А. обратилась к балансодержателю в ГУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю", ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ККК с заявлением о передаче ей бесплатно в частную собственность занимаемого ими жилого помещения. Однако в удовлетворении заявления ей было необоснованно отказано. ГУ МЧС России по КК в ответ на заявление сообщило, что указанная квартира является служебной и имущество Государственной противопожарной службы приватизации не подлежит. В ответе сообщалось, что сведения об объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества отсутствуют. Администрация МО г. Краснодар сообщила, что согласно информации департамента муниципальной собственности и городских земель администрации квартира в реестре муниципального собственности не значится.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 16 января 2012 года в иске отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2012 года решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 16 января 2012 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Барилко Л.А. просит отменить решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 16 января 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2012 года, принять по делу новое судебное постановление, считая, что судами допущены существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего спора не было допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с положением о Территориальном управлении от 27 февраля 2009 года N 49 управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края.
Спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: ***, является федеральной собственностью и закреплен за ГУ "12 ОФПС по Краснодарскому краю" на праве оперативного управления. Собственником объекта является Российская Федерация.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" имущество государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
При этом в силу ст. 4 Федерального закона от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 названого Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Спорное жилое помещение является имуществом Российской Федерации, находится в оперативном управлении ГУ "12 ОФПС по Краснодарскому краю" и является имуществом пожарной охраны, что подтверждается свидетельствами о праве собственности серии *** N *** от ***, серии *** N *** от ***, в связи с чем приватизации не подлежит.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. С таким исключением мы и имеем дело в случае с имуществом государственной противопожарной службы, так как такое ограничение естественно ввиду особой значимости деятельности указанных формирований.
Кроме того, согласно п. 2.1.30 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся специализированные подразделения, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Таким образом, ГУ "12 ОФПС по Краснодарскому краю" не является собственником спорного жилого помещения и не вправе распоряжаться им, в том числе осуществлять передачу в собственность в порядке приватизации.
Следовательно, судом обоснованно отказано Барилко Л.А. в иске.
Доводы кассационной жалобы исследовались судебными инстанциями. При этом доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судебными инстанциями доказательств и иное толкование действующего законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений закона судами при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя Барилко Л.А. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 16 января 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 марта 2012 года по делу по иску Барилко Л.А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, ГУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по Краснодарскому краю", ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, третье лицо Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным отказа в приватизации, признании права собственности на занимаемое жилое помещение для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья И.Г. Корныльева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.