Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, поступившую в краевой суд 27 апреля 2012 года, на решение Ейского городского суда от 15 ноября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2012 года по делу по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ефременко А.А. к администрации муниципального образования Ейский район, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства муниципального образования Ейский район, третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ейский межрайонный прокурор в интересах Ефременко А.А. обратился в суд к администрации МО Ейский район с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Заявленные требования мотивированы тем, что Ефременко А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы Ейского района от *** N *** "Об определении в детское учреждение на полное государственное обеспечение несовершеннолетней Ефременко Анастасии Александровны" она определена в детское учреждение на полное государственное обеспечение с сохранением за ней права проживания и пользования жилым помещением по ул. *** п. *** *** района. Однако кроме Ефременко А.А. правообладателями указанного жилого дома являются ОАО " ***" ? *** доли, " Ф.И.О. "1 ? *** доля, в связи с чем Ефременко А.А. вынуждена проживать в съемной квартире, так как заключенный между ней и администрацией Ейского городского поселения Ейского района договор бессрочного найма имеет целью регистрацию по указанному адресу без права проживания в жилом помещении.
Решением Ейского городского суда от 15 ноября 2011 года иск удовлетворен.
Признан недействительным п. 2 постановления главы *** района от *** N *** "Об определении в детское учреждение на полное государственное обеспечение несовершеннолетней Ефременко Анастасии Александровны".
На администрацию МО Ейский район возложена обязанность поставить Ефременко А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в МО Ейский район.
Администрация МО Ейский район обязана предоставить Ефременко А.А. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО, за счет средств бюджета Краснодарского края.
На департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края возложена осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочии по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) жилого помещения, которое подлежит предоставлению Ефременко А.А.
На департамент семейной политики Краснодарского края возложена обязанность перечислить полученные бюджетные средства в бюджет МО Ейский район.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2012 года решение Ейского городского суда от 15 ноября 2011 года изменено.
Резолютивная часть решения суда изложена в иной редакции.
Признан недействительным п. 2 постановления главы *** района от *** N *** "Об определении в детское учреждение на полное государственное обеспечение несовершеннолетней Ефременко Анастасии Александровны".
Администрация МО Ейский район обязана поставить Ефременко А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в МО Ейский район в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрацию МО Ейский район обязана предоставить Ефременко А.А. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО, за счет средств федерального бюджета и бюджета Краснодарского края.
Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края обязан осуществить финансирование департамента семейной политики Краснодарского края для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа с целью приобретения (строительства) жилого помещения, которое подлежит предоставлению Ефременко А.А.
Департамент семейной политики Краснодарского края обязан перечислить полученные бюджетные средства в бюджет МО Ейский район.
В кассационной жалобе представитель департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края просит отменить решение Ейского городского суда от 15 ноября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2012 года в части возложения на департамент обязанности по обеспечению финансирования департамента семейной политики Краснодарского края для приобретения жилого помещения Ефременко А.А., принять по делу новое судебное постановление, считая, что судами допущены существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права.
03 мая 2012 года судьей Краснодарского краевого суда дело истребовано в суд кассационной инстанции. 30 мая 2012 года дело поступило в краевой суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего спора не было допущено существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их прерывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Как установлено судом, Ефременко А.А. вынуждена проживать в съемной квартире, так как заключенный между ней и администрацией Ейского городского поселения Ейского района договор бессрочного найма от *** имеет целью регистрацию Ефременко А.А. по указанному адресу без права проживания в сданном помещении.
Частью 3 ст. 8 указанного Закона определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
До настоящего времени Ефременко А.А. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался.
В соответствии с требованиями действующего законодательства предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, включения в список внеочередников, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Согласно ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", приложением N 1 к указанному Закону органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с законом путем приобретения (строительства) жилья.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация МО Ейский район обязана предоставить Ефременко А.А. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании, за счет средств бюджета Краснодарского края.
Вместе с тем, учитывая, что предоставление во внеочередном порядке жилого помещения Ефременко А.А. нарушает права других детей-сирот, которые также имеют право на получение жилого помещения, но право которых возникло раньше, судебная коллегия верно изменила решение суда первой инстанции.
Доводы кассационной жалобы исследовались судебными инстанциями. При этом доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судебными инстанциями доказательств и иное толкование действующего законодательства.
При таких обстоятельствах нарушений закона судами при рассмотрении дела не допущено, а доводы жалобы в силу ст. 387 ГПК РФ не могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края на решение Ейского городского суда от 15 ноября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2012 года по делу по иску Ейского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ефременко А.А. к администрации муниципального образования Ейский район, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства муниципального образования Ейский район, третье лицо Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации муниципального образования Ейский район о предоставлении жилого помещения для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья И.Г. Корныльева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.