Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Зенина В.А.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Роменко В.В. на решение Приморско-Ахтарского района суда Краснодарского края от 14 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования в границах сельского поселения, включенных в реестр муниципальной собственности Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района; не принятии мер в установленном порядке муниципального правового акта, определяющего уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля; не принятии мер по утверждению нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; не принятии мер по проведению работ по определению границ автомобильных дорог местного значения и установления межевых знаков. Обязать администрацию Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края принять организационные меры по устранению выявленных нарушений закона и: провести оформление права муниципальной собственности автомобильных дорог в границах Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, включенных в реестр муниципальной собственности Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в срок до 31.12.2012г.; осуществить разработку, согласование и утверждение с соответствующими контролирующими органами границ автомобильных дорог местного значения и установление межевых знаков в срок до 31.12.2012г.; утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели в срок до 31.12.2012г.; принять в установленном порядке муниципальный правовой акт, определяющий уполномоченный орган по проведению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также порядок осуществления такого контроля в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, принятого по результатам рассмотрения настоящего заявления.
Помощник прокурора Петрова Л.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Шмарин С.С., действующий на основании доверенности, заявление прокурора не признал, просил в удовлетворении заявления отказать.
Обжалуемым решением суда заявление прокурора удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Шмарина С.С., настаивавшего на удовлетворении жалобы, выслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии со статей 1 Закона Краснодарского края от 13.11.2006г. N1113-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Приморско-Ахтарский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Приморско-Ахтарский район, в состав которого они входят" утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованиям Приморско-Ахтарский район в муниципальную собственность Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района согласно приложению N3.
Из содержания приложения N3 следует, что в муниципальную собственность Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района передано имущество, включая 16 автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.13 Федерального закона от 18.11.2007г. N251-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также п.п.3,5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судом установлено, что в настоящее время администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района произведена регистрация права муниципальной собственности лишь на 1 автомобильную дорогу. Государственная регистрация 15 автомобильных дорог в нарушение требований Федерального закона от 21.07.1997г. N122-ФЗ администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района не произведена.
Как правомерно указал суд, отсутствие зарегистрированного права муниципальной собственности на автомобильные дороги нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, соответственно на здоровье и жизнь. Кроме того, это препятствует определению лиц, несущих ответственность за возможный ущерб, причиненный имуществу, жизни или здоровью неопределенного круга лиц, а в силу указанных правовых актов Бородинское сельское поселение обязано учитывать и заниматься оформлением регистрации права собственности на имущество, входящее в казну поселения.
В силу ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания имущества несет собственник.
Таким образом, как правомерно указал суд, оформление права муниципальной собственности на автомобильные дороги, входящие в реестр Бородинского сельского поселения, повлечет обязанность органа местного самоуправления, как собственника дороги, провести оценку ее технического состояния на соответствие комплексу характеристик технического уровня автомобильной дороги, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, и в случае не соответствия привести ее в надлежащее состояние.
Поскольку автомобильные дороги Бородинского сельского поселения используются неопределенным кругом лиц, то бездействие администрации Бородинского сельского поселения по не оформлению на них права муниципальной собственности нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В силу ст.13 Федерального закона от 08.11.2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Ч.2 ст.13.1 Закона N257-ФЗ муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.3 ст.15 Закона N257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Однако администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района нормативный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления муниципального контроля за сохранностью дорог местного значения, не принят. Орган муниципального контроля в сфере дорожной деятельности не определен. Нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченного органа местного самоуправления в области дорожной деятельности, также не разработан и не утвержден. Муниципальный контроль в данной сфере не проводится, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели не утверждены.
Бездействие администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района по организации муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также по принятию нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений препятствует надлежащему осуществлению органом местного самоуправления поселения контрольных функций, установленных федеральным законодательством, полномочий собственника объектов.
Также, в соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Судом установлено, что администрацией Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, являющейся владельцем дорог местного значения, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, не определены границы автомобильных дорог местного значения и не установлены межевые знаки.
В связи с чем, следует признать состоятельным вывод суда о необходимости удовлетворения требований прокурора.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморско-Ахтарского района суда Краснодарского края от 14 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района Роменко В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.