Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Сидорова В.В., Шелудько В.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Владимировой И.О.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Корчагина Е.В. и директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар Калугиной Е.Ю. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 10 апреля 2012 года
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Варич Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар в предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и обязании предоставить земельный участок.
В обоснование требований указал, что 19 марта 2012 года он обратился в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением о предоставлении ему, как инвалиду 2-й группы, земельного участка, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", в аренду сроком на 10 лет. Однако, Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар ему было отказано, на том основании, что инвалиды 2-й группы не наделены правом заявлять такого рода требования, при этом, ссылаясь на п. 26 решения городской думы Краснодара "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" N 61 от 24 сентября 2009 года, и разъяснено, что приобрести земельный участок он может с торгов. Считал данный отказ незаконным, поскольку ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает первоочередное право инвалидов на получение земельных участков, при этом названное право инвалидов, действующим законодательством не ставится в зависимость от каких-либо дополнительных условий, в том числе и в зависимость от группы инвалидности или иных обстоятельств.
В судебном заседании представитель Варич Ю.А. по доверенности Кононенко В.А. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Шипулина А.А. и администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Корчагин Е.В. в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 10 апреля 2012 года требования, заявленные Варич Ю.А., удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования г.Краснодар предоставить Варич Ю.А. в аренду сроком на 10 лет земельный участок площадью 800 кв.м., под индивидуальное жилищное строительство из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", путем заключения с Варич Ю.А. договора аренды земельного участка согласно типовой форме, утвержденной постановлением главы муниципального образования г.Краснодар от 05 сентября 2005 года " номер обезличен ", с изменениями, внесенными до 20 апреля 2010 года.
Отменены обеспечительные меры в виде запрета администрации муниципального образования г.Краснодар осуществлять действия, связанные с отчуждением земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м., расположенного по " адрес обезличен ".
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Корчагин Е.В. просит отменить решение суда, как незаконное, принять новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права. Указывает, что законодательством Краснодарского края не предусмотрен льготный порядок предоставления земельных участков для инвалидов.
В апелляционной жалобе руководитель Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар Калугина Е.Ю. также просит отменить решение суда первой инстанции, указав, что возложение на администрацию муниципального образования г.Краснодар и Департамент обязанности заключить договор аренды земельного участка, границы которого не установлены, противоречит нормам действующего законодательства и может затронуть права смежных землепользователей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителя Варич Ю.А. по доверенности Кононенко В.А. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
Из материалов дела следует, что Варич Ю.А. обратился в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка, под индивидуальное жилищное строительство, из земель населенных пунктов, площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: " адрес обезличен ", предоставив при этом все необходимые документы, подтверждающие обоснованность его заявления.
Письмом Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар Варич Ю.А. в удовлетворении его заявления было отказано, на том основании, что в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 24 сентября 2009 года N 61 п. 26 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар" инвалиды 2 группы не входят в категорию граждан имеющих возможность подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования г.Краснодар.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отражены в ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, субъекта РФ, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий, в том числе, обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Действующее законодательство РФ, в частности Земельный кодекс РФ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", не предусматривают каких-либо дополнительных условий для реализации гражданином, являющимся инвалидом, его права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в том числе в зависимости от группы инвалидности или иных обстоятельств).
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции при рассмотрении дела сделан обоснованный вывод о том, что заявитель Варич Ю.А., являясь инвалидом 2 группы, не имея своего жилья, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной регистрационной службы, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, подал заявление в администрацию муниципального образования г.Краснодар о предоставлении ему в аренду на 10 лет земельного участка в установленном законом порядке действующего законодательства имеет право на обеспечение в первоочередном порядке земельным участком для индивидуального жилищного строительства.
Более того, в соответствии с требованиями ст. 144 ГПК РФ, судом первой инстанции правомерно отменены принятые по делу обеспечительные меры в виде запрета администрации муниципального образования г.Краснодар осуществлять действия, связанные с отчуждением земельного участка из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства площадью 800 кв.м., расположенного по " адрес обезличен ".
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Варич Ю.А.
Доводы апелляционных жалоб не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 10 апреля 2012 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Корчагина Е.В. и директора Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар Калугиной Е.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.