Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 31 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Дунюшкиной Н.В., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
при секретаре Бондаренко Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску Лепской Светланы Николаевны к администрации муниципального образования город Краснодар о восстановлении пропущенного по уважительным причинам срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об отмене постановления АМО город Краснодар от 25 октября 2011 г. " номер обезличен " "Об отказе Лепской С.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и об обязании АМО город Краснодар поставить ее - Лепскую С.Н., " дата обезличена " г.р. на очередь в качестве такой нуждающейся с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумовой Натальи Николаевны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 марта 2012 г.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лепская С.Н. первоначально обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просила: восстановить пропущенный по уважительным причинам срок для постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать АМО город Краснодар поставить ее - Лепскую С.Н., " дата обезличена " г.р., на очередь в качестве такой нуждающейся.
В дальнейшем дополнила заявленные требования и просила об отмене постановления АМО город Краснодар от 25 октября 2011 г. " номер обезличен " "Об отказе Лепской С.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указала на то, что в период с 2000 г. по 2005 г., то есть с " данные изъяты " до " данные изъяты " лет, когда она имела право воспользоваться государственными гарантиями, в том числе по обеспечению жильем, со стороны органов опеки и попечительства и администрации детского дома не было предпринято никаких действий по охране и защите ее жилищных прав. Она же в свою очередь в силу юридической неосведомленности и сложившейся сложной жизненной ситуации не имела информации о своих правах и законных интересах, и порядке их реализации.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 20.03.2012 г. иск удовлетворен полностью.
Суд постановил: признать незаконным постановление АМО город Краснодар от 25.10.2011 г. " номер обезличен " "Об отказе Лепской С.Н. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; восстановить нарушенное право Лепской С.Н. на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать АМО город Краснодар поставить Лепскую С.Н. на постановку на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В апелляционной жалобе представитель АМО город Краснодар по доверенности Наумова Н.Н. просит данное решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, допущенное судом нарушение норм процессуального права, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда этим обстоятельствам.
В обоснование апелляционной жалобы, в частности, указывает на то, что суд неправильно истолковал п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которая предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются только гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд не учел, что в АМО город Краснодар Лепская С.Н. обратилась только 20.06.2011 г., когда ей уже исполнилось 29 лет, т.е. спустя 11 лет после окончания учебного заведения, и, что оспариваемое постановление соответствует требованиям закона.
Таким образом, по мнению представителя, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Лепская С.Н. не может быть принята на соответствующий жилищный учет, поскольку она без уважительных причин пропустила срок для принятия на такой учет, предусмотренный п. 1 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Лепской С.Н. по доверенности Рахматуллина А.А. просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь в обоснование возражений, в частности, на то, что сам по себе пропуск двухлетнего срока не может служить основанием для лишения гражданина из числа вышеуказанной категории гарантированного государством и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить ему такое жилое помещение.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, обсудив возражения на жалобу, заслушав пояснения представителя АМО город Краснодар по доверенности Супрун В.С., просившего обжалуемое решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, а также представителя Лепской С.Н. по доверенности Рахматуллиной А.А., просившей обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20.03.2012 г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что орган опеки и попечительства не уведомил истца надлежащим образом о том, что с " данные изъяты " до " данные изъяты " лет ей необходимо обратиться в АМО город Краснодар для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Лепская С.Н. своевременно не воспользовалась своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством.
При этом, по мнению суда, причина пропуска срока для обращения ее с соответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по вышеуказанной категории лиц является уважительной и этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Кроме того, суд исходил из того, что оспариваемым постановлением АМО город Краснодар от 25.10.2011 г. " номер обезличен " были нарушены права Лепской С.Н., предусмотренные Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и созданы препятствия к их осуществлению, в связи с чем, данное постановление следует признать незаконным.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как установлено и следует из материалов дела, Лепская С.Н., " дата обезличена " г.р., является дочерью Лепской Любови Николаевны и Лепского Николая Алексеевича. Ребенок рожден вне брака, сведения об отце ребенка внесены в запись о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д.7).
Мать - Лепская Л.Н. отказалась от дочери в роддоме.
С " дата обезличена " по " дата обезличена " Лепская С.Н. была воспитанницей Краснодарского Дома ребенка. С " дата обезличена " по " дата обезличена " она находилась в Афипском детском доме Краснодарского края. С " дата обезличена " по " дата обезличена " - обучалась в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья ст. Новолеушковской Краснодарского края. С " дата обезличена " по " дата обезличена " - обучалась в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище " номер обезличен " Краснодарского края " адрес обезличен " по профессии - "маляр-штукатур". До " дата обезличена " Лепская С.Н. находилась на полном государственном обеспечении.
Кроме того, как видно из заключения Управления по вопросам семьи и детства АМО город Краснодар от 20.10.2010 г. " номер обезличен ", Лепская С.Н. в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.196 г. N 15-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом Краснодарского края от 31.05.2005 г. N 880-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" пользовалась всеми льготами, предназначенными для этой категории граждан до 07.06.2005 г. (л.д. 18-19).
В настоящее время Лепская С.Н. зарегистрирована по месту жительства в комнате " номер обезличен ", общей площадью " данные изъяты " кв.м., в том числе жилой - " данные изъяты " кв.м., по " адрес обезличен ". Указанная комната является нежилой и фактически является умывальной комнатой.
По данным филиала ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Краснодару и Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Лепская С.Н. не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре.
Оспариваемым постановлением АМО город Краснодар от 25.10.2011 г. " номер обезличен " Лепской С.Н. отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что она обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар по истечении двух лет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования (л.д.22).
Согласно Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38).
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 8 указанного Федерального закона определяет дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение и устанавливает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы и ст.1 названного Федерального закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
При буквальном толковании данной правовой нормы это означает, что гарантируемая указанным в Федеральном законе лицам социальная поддержка, в том числе и внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
Однако такая социальная поддержка не может считаться фактически реализованной до момента, когда соответствующее жилое помещение будет предоставлено нуждающемуся гражданину из числа малоимущих.
ЖК РФ (п. 2 ч. 2 ст. 57) также определяет право внеочередного получения указанными категориями граждан жилых помещений по договорам социального найма.
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03.06.2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".
В ст. 1 данного Закона Краснодарского края определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 2 Закона Краснодарского края устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 7 Закона Краснодарского края, принятие на учет детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот - не позднее 2-х лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет в порядке, определенном уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области жилищно-коммунального хозяйства, ведение общекраевого списка граждан, указанных в ч. 2 ст. 5 настоящего Закона, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Принятие на учет лиц, имевших статус из числа детей-сирот, осуществляется не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных Сил РФ либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, исходя из совокупности вышеуказанных правовых норм в их системной взаимосвязи и установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, проверив и оценив представленные доказательства, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку имел для этого достаточные основания.
Суд применил закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, и мотивировал свои выводы, ссылаясь на имеющиеся в деле доказательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверенные судом апелляционной инстанции при разбирательстве дела, отвергаются, как необоснованные, по мотивам, изложенным в настоящем апелляционном определении.
Оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ранее - кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 07.02.2012 г. предыдущее решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15.12.2011 г., которым Лепской С.Н. было отказано в удовлетворении иска, отменено, а материалы дела направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20.03.2012 г., вынесенное при новом рассмотрении, следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 20 марта 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Наумовой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.