судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.,
судей Бурковской Е.А., Куратовой Л.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным действия, выразившегося в лишении права на получение Государственного жилищного сертификата, понуждению к восстановлению в списке очередников на получение Государственного жилищного сертификата и его выдаче,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ К
на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 06 марта 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Иск Г к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконными действий, выразившихся в лишении права на получение Государственного жилищного сертификата, понуждению к восстановлению в списке очередности на получение жилищного сертификата и его выдаче на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства - удовлетворить.
Признать действия Министерства обороны Российской Федерации Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в лишении Г и членов её семьи права на получение Государственного жилищного сертификата для переселения из закрытого военного городка, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" по избранному месту жительства незаконными.
Признать за Г и членами её семьи Г и Г право на получение Государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить Г в списках очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, как гражданина, подлежавшего переселению из закрытого военного городка на получение Государственного жилищного сертификата со времени первоначального принятия на учёт, а именно с ДД.ММ.ГГГГ и до обеспечения его Государственным жилищным сертификатом.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обеспечить выдачу Государственного жилищного сертификата на имя Г, с учётом интересов членов семьи - Г и Г согласно восстановленной очереди".
Заслушав доклад судьи Бурковской Е.А., представителя истца Г - Б, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным действия, выразившегося в лишении права на получение Государственного жилищного сертификата, понуждению к восстановлению в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата и его выдаче.
В обоснование иска указала, что она и ее семья относится к категории граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка N "..." "адрес", где она проживает в связи с прохождением ее бывшим мужем военной службы.
С ДД.ММ.ГГГГ года на основании решения жилищной комиссии в/ч N "..." она была включена в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
ДД.ММ.ГГГГ из Департамента жилищного обеспечения Минобороны России поступило сообщение, согласно которому в связи с утратой военными городками N N "..." "адрес" статуса закрытых военных городков, она исключена из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ г.г. по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Считала действия Министерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по исключению его из списка участников подпрограммы по обеспечению военнослужащих ГЖС незаконными. "......."
С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований просила суд признать действия Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, выразившиеся в лишении ее права на получение государственного жилищного сертификата незаконными, понудить ответчиков к восстановлению в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ и выдать государственный жилищный сертификат с учётом интересов членов ее семьи Г, Г
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ К оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда не отвечает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Г составом семьи "......." человека проживает по адресу: закрытый военный городок N "...", "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ по решению жилищной комиссии в/ч N "..." Г включена в состав участников раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" как "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Согласно справке в/ч N "..." от ДД.ММ.ГГГГ (исх. N "...") Г составом семьи "......." человека признана нуждающейся в переселении из закрытого военного городка и является участником федеральной целевой программы "Жилище" по 2 категории: "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" и включена согласно постановлению Правительства РФ N "..." от ДД.ММ.ГГГГ в список граждан - получателей ГЖС в 2011 году по войсковой части N "..."
По иным, предусмотренным ФЦП "Жилище" основаниям, предоставляющим право гражданам на получение ГЖС, Г в качестве участников программы не участвовала.
Из ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ исх. N "..." на коллективное обращение жителей "адрес" ( С и др.) следует, что в связи с исключением военных городков N N "..." "адрес" из Перечня закрытых военных городков, жители этих городков, в том числе истица, утратили право на участие в подпрограмме ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка".
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", согласно разделу II предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
Подпунктом "б" пункта 5 данных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050.
Кроме того, п.2 указанного постановления Правительства РФ определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153 Правилами.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "..." закрытые военные городки N "..." "адрес" включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации".
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "..." в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки N "..." "адрес" исключены из данного Перечня, а, следовательно, утратили статус закрытых военных городков.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что поскольку право на отселение из закрытого военного городка Г гарантировалось государством, возникло до того момента, как этот городок утратил статус закрытого военного городка, а согласно Конституции РФ законодательная политика в сфере жилищного законодательства должна иметь правовую определенность, действия по исключению истицы из числа участников федеральной целевой программы являются незаконными.
С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Исходя из вышеуказанных положений нормативных актов (ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) основанием, дающим право истцу на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
При этом совокупность предусмотренных нормативными актами условий должна иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком N "..." "адрес" статуса закрытого военного городка, отпало условие, при котором у Г имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения.
Истица перестала отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ей и членам ее семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", а, следовательно, подлежала исключению из состава участников ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы "......."
В отсутствие правовых оснований для отселения Г и членов ее семьи из военного городка N "..." "адрес" не имеет значения дата ее обращения с заявлением на получение ГЖС и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения ГЖС должно иметь место и на момент реализации такого права.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к ответчикам.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 06 марта 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Г к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, выразившихся в лишении права на получение государственного жилищного сертификата незаконными, понуждении Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации восстановить Г в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ и выдать государственный жилищный сертификат с учетом интересов членов ее семьи Г и Г - о т к а з а т ь.
Председательствующий: "......."
Судьи: "......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.