судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.,
судей Бурковской Е.А., Куратовой Л.В.,
при секретаре Алексеевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, связанных с лишением права на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации незаконными, понуждении к восстановлению в списке очереди на получение жилищного сертификата и его выдаче для переселения по избранному месту жительства,
по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ К
на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 09 апреля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
"Иск Н к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, связанных с лишением права на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации, незаконными, понуждении к восстановлению в списке очереди на получение жилищного сертификата и его выдаче, для переселения по избранному месту жительства, удовлетворить.
Признать действия Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в лишении Н права на получение государственного жилищного сертификата для переселения из закрытого военного городка, расположенного по адресу: "адрес", по избранному месту жительства, незаконными.
Признать за Н право на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации для переселения по избранному месту жительства.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации восстановить Н в очереди участников подпрограммы федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы "Граждане- участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков" на получение государственного жилищного сертификата со времени первоначального принятия на учет, и до обеспечения Государственным жилищным сертификатом.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации выдать государственный жилищный сертификат Н с учётом интересов членов его семьи: Н, Н, Н, для переселения по избранному месту жительства.
Н в иске к федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, связанных с лишением права на получение Государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации незаконными, понуждении к восстановлению в списке очереди на получение жилищного сертификата и его выдаче, для переселения по избранному месту жительства, отказать".
Заслушав доклад судьи Бурковской Е.А., представителя истца Н - Б, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, связанных с лишением права на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации, незаконными, понуждении к восстановлению в списке очереди на получение жилищного сертификата и его выдаче для переселения по избранному месту жительства.
В обоснование иска указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу. ДД.ММ.ГГГГ уволен из Вооруженных Сил РФ в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При увольнении в запас он и члены его семьи жилым помещением по избранному месту жительства не были обеспечены, в связи с чем, были вынуждены остаться проживать в закрытом военном городке "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищной комиссии в/ч N "..." он был включен в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы по категории "Граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ г. Н подтверждал свой статус и желание на переселение. Однако государственным жилищным сертификатом не был обеспечен.
ДД.ММ.ГГГГ из Департамента жилищного обеспечения Минобороны России поступило сообщение, согласно которому в связи с утратой военными городками N N "..." "адрес" статуса закрытых военных городков, он исключен из состава участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ. по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Считал действия ответчиков по исключению его из списка участников подпрограммы по обеспечению военнослужащих ГЖС незаконными. "......."
Просил суд признать действия Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в лишении его права на получение государственного жилищного сертификата незаконными, понудить ответчиков к восстановлению в списке очередников на получение государственного жилищного сертификата и выдать государственный жилищный сертификат с учётом интересов членов его семьи для переселения по избранному месту жительства.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ К оспаривает законность и обоснованность постановленного решения, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда не отвечает.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Н до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы на основании подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения истец проходил военную службу в в/ч N "..." "адрес".
После увольнения Н и члены его семьи остались проживать в "адрес" закрытого военного городка N "..." "адрес".
По решению жилищной комиссии в/ч N "..." от ДД.ММ.ГГГГ Н включен в состав участников раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ" как "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
Ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ. войсковой частью, в которой проходил службу Н, включался в Списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по категории "граждане - участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков".
По иным, предусмотренным ФЦП "Жилище" основаниям, предоставляющим право гражданам на получение ГЖС, истец в качестве участников программы не участвовал.
Из ответа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ исх. N "..." на коллективное обращение жителей "адрес" "......." и др.) следует, что в связи с исключением военных городков N N "..." "адрес" из Перечня закрытых военных городков, жители этих городков, в том числе истец, утратили право на участие в подпрограмме ФЦП "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка".
Согласно п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
К закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. N 865 в ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы включена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы", согласно разделу II которой предусматривалось право на получение социальных выплат за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - Правила) в рамках реализации данной подпрограммы.
Подпунктом "б" пункта 5 данных Правил предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ.
Аналогичное право граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, на получение социальных выплат в виде государственного жилищного сертификата, закреплено в ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050.
Кроме того, п.2 указанного постановления Правительства РФ определено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N153 Правилами.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р закрытые военные городки N "..." "адрес" включены в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации".
На основании распоряжения Правительства РФ от 19.08.2011 г. N 1470-р в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации раздела " Вооруженные Силы Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми закрытые военные городки N "..." "адрес" исключены из данного Перечня, а, следовательно, утратили статус закрытых военных городков.
Разрешая спор по существу, судом сделан правильный вывод о том, что Н, отвечая всем необходимым условиям, на протяжении с ДД.ММ.ГГГГ правомерно включался в состав участников государственных программ, предусматривающих право на обеспечение ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что поскольку право Н на отселение из закрытого военного городка гарантировалось государством, возникло до того момента, как этот городок утратил статус закрытого военного городка, а согласно Конституции РФ законодательная политика в сфере жилищного законодательства должна иметь правовую определенность, действия по исключению истца из числа участников федеральной целевой программы являются незаконными.
Указанные выводы основаны на неправильном применении норм материального права.
Исходя из вышеуказанных положений нормативных актов (ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ФЦП "Жилище" на 2011-2015 года, п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов) основанием, дающим право истцу на получение государственного жилищного сертификата по категории "Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", является наличие у территории места проживания статуса закрытого военного городка, т.е. наличие обязательного, предусмотренного п.п. "б" п. 5 Правил, условия.
Целью предоставления субсидии по указанному основанию является необходимость отселения из указанных населенных пунктов лиц, утративших связь с военным ведомством, что определяется спецификой данных населенных пунктов.
При этом совокупность предусмотренных нормативными актами условий должна иметь место не только в момент включения в список участников программы, но и в период реализации права.
С момента утраты военным городком N "..." "адрес" статуса закрытого военного городка, отпало условие, при котором у Н имелось право на получение субсидии в виде ГЖС для переселения.
Истец перестал отвечать установленным законодательством условиям для предоставления ему и членам его семьи мер социальной поддержки на переселение по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", а, следовательно, подлежал исключению из состава участников ФЦП "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы по данной категорииом ты ский закрытого военного городка N "..." п. ирующем порядок и.
В отсутствие правовых оснований для отселения Н и членов его семьи из военного городка N "..." "адрес" не имеет значения дата его обращения с заявлением на получение ГЖС и включения в список граждан участников программы по переселению из закрытых военных городков, длительность участия в программе, поскольку наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными актами, для получения ГЖС должно иметь место и на момент реализации такого права.
Законодательные акты, регламентирующие порядок обеспечения ГЖС граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не предусматривают возможности сохранения за участниками программы их права на получение ГЖС в случае утраты военным городком статуса закрытого военного городка.
При таких обстоятельствах, поскольку доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к ответчикам.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 09 апреля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Н к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий, связанных с лишением права на получение государственного жилищного сертификата от Министерства обороны Российской Федерации, незаконными, понуждении к восстановлению в списке очереди на получение жилищного сертификата и его выдаче для переселения по избранному месту жительства - о т к а з а т ь.
Председательствующий: "......."
"......."
"......."
"......."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.