Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Г.М.
судей Веркошанской Т.А., Булатовой Е.Е.
при секретаре Архадыкове В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Городищенского района Волгоградской области в интересах Рыбакова Александра Александровича к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
по апелляционной жалобе администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 25 января 2012 года, которым исковые требования удовлетворены, возложена на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законного силу, вне очереди предоставить Рыбакову Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям,
Заслушав доклад судьи Веркошанской Т.А., прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Нугаева Р.К., полагавшего что решение законно и обоснованно, Рыбакова А.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Городищенского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Рыбакова А.А. к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой Городищенского района Волгоградской области проведена проверка по обращению Рыбакова А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вопросу предоставления жилого помещения, в результате которой установлено, что постановлением администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области N "..." от 25.06.2010 года Рыбаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшийся без родительского попечения, был признан нуждающимся во внеочередном получении жилья и поставлен на регистрационный учет на внеочередное получение жилья. До настоящего времени жилое помещение Рыбакову А.А. не предоставлено.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представитель администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем на основании статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствии.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Данной позиции корреспондирует абз. 2,3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в котором также указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На основании ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Указанные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закрепленные также и в Семейном кодексе Российской Федерации, конкретизированы в жилищном законодательстве.
Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из абз.2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации и разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 7 той же статьи, положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской на очередной финансовый год, при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Условия наделения органов местной власти на территории Волгоградской области соответствующими полномочиями были соблюдены с учетом требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - 15 декабря 2005 года был принят Закон Волгоградской области N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", определяющий общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области
С учетом изложенного, право детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и может быть возложено на органы местного самоуправления, которые, в свою очередь, вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Судом первой инстанции установлено, Рыбаков А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением N "..." от 25 июня 2010 года Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Рыбаков А.А. постановлен на учет на внеочередное предоставление жилья.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что на администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области возложены специальные полномочия на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для этих целей в бюджете предусмотрена субвенция из областного бюджета, однако до настоящего времени Рыбаков А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жильем не обеспечен, в связи с чем, решение суда, обязывающее администрацию Городищенского района Волгоградской области обеспечить Рыбакова А.А. жилым помещением, площадью не ниже установленных социальных норм в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу, является законным и обоснованным и соответствует интересам Рыбакова А.А.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании из областного бюджета, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 25 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.