судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Алябьева Д.Н., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре Ворониной В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" в интересах Щ. к администрации городского поселения р.п. Октябрьский Октябрьского муниципального района Волгоградской области и Комитету по делам молодежи администрации Волгоградской области об обязании включить молодую семью Щ. в список претендентов на получение социальной выплаты и выдать свидетельство на получение социальной выплаты,
по апелляционной жалобе временно осуществляющего полномочия председателя Комитета по делам молодежи "адрес" Г. на решение Октябрьского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
обязать Комитет по делам молодежи администрации "адрес" включить молодую семью Щ. в список претендентов на получение социальной выплаты.
Обязать администрацию городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" выдать Щ. свидетельство на получение социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав пояснения прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Нугаева Р.К., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
"адрес" обратился в суд с исковым заявлением в интересах Щ. к администрации городского поселения "адрес" муниципального района "адрес" о понуждении к включению молодой семьи в первую очередь списка участников долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жильё" на 2011-2015 годы"".
В обоснование иска указал, что прокуратурой "адрес" проведена проверка исполнения законодательства о реализации приоритетного национального проекта "Жилище" администрацией городского поселения "адрес" муниципального района "адрес", в ходе которой было установлено, что постановлением главы администрации р. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." "О постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий" семья Щ. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 году Щ. изъявил желание участвовать в реализации приоритетного национального проекта "Жилище", в связи с чем постановлением главы администрации р. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." семья Щ. признана участницей программы "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р. "адрес" муниципального района "адрес" на 2006-2010 гг.", утвержденной решением Совета депутатов городского поселения р. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "...". С 2011 г. на территории муниципального образования действует программа "Улучшение жилищных условий молодых семей городского поселения р. "адрес" муниципального района "адрес" на 2011-2013 годы", утвержденная Постановлением главы администрации р. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "...". Между тем, с 2008 года, с момента приобретения истцом статуса участника федеральной целевой программы "Жилище" по настоящее время социальная выплата на улучшение жилищных условий истцом получена не была. Ответчиком были нарушены положения пункта 22 "Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"", которым предусмотрено, что молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., при формировании органом местного самоуправления списков молодых семей - участников подпрограммы, включаются в такие списки в первую очередь. Аналогичное требование содержится в пункте 2.7. "Правил предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной в качестве приложения N "..." к действующей долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы"".
Определением суда от 16 декабря 2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по делам молодежи администрации Волгоградской области.
С учетом измененных исковых требований прокурор просил обязать Комитет по делам молодежи администрации Волгоградской области включить молодую семью Щ. в список претендентов на получение социальной выплаты, а администрацию городского поселения р. "адрес" просит обязать выдать Щ. свидетельство на получение социальной выплаты.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе временно осуществляющий полномочия председателя Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области Г. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
В обосновании жалобы указывается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор "адрес" К. выражает свое несогласие с доводами жалобы и просит решение оставить без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец Щ. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В 2008 году истцом подано заявление о включении его семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы".
Из постановления администрации городского поселения р. "адрес" муниципального района "адрес" N "..." от ДД.ММ.ГГГГ следует, что молодая семья Щ. признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "..." была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в рамках которой принята подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" на 2002-2010 годы.
В целях реализации положений Федеральной целевой программы "Жилище" "адрес" Думой был принят "адрес" N "..."-ОД от ДД.ММ.ГГГГ " "адрес" целевой программе "Жилище" на 2007-2010 годы", для реализации которой утверждена областная подпрограмма "Молодой семье - доступное жильё" на 2007-2010 годы".
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..."-п утверждена долгосрочная областная целевая программа "Жилище" на 2009 - 2011 годы", в рамках реализации которой утверждена подпрограмма "Молодой семье - доступное жильё" на 2009 - 2011 годы.
Постановлением Правительства РФ N "..." от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы".
В целях продолжения участия в данной подпрограмме "адрес" ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление N "..."-п, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы", в рамках реализации которой утверждена программа "Молодой семье - доступное жильё" на 2011-2015 годы", из которой следует, что программа разработана и реализуется в продолжение подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы долгосрочной областной целевой программы "Жилище" на 2009 - 2011 годы, утвержденной постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 361-п "О долгосрочной областной целевой программе "Жилище" на 2009 - 2011 годы".
Формирование списков участников федеральной подпрограммы осуществляется на местном уровне, с последующим утверждением сводных списков на уровне субъекта Российской Федерации и участие непосредственно в федеральной подпрограмме федеральной программы невозможно без одновременного участия в региональной подпрограмме областной долгосрочной целевой программы.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что молодая семья Щ. является участницей данной программы, поскольку данная программа реализуется именно как продолжение подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы. Таким образом, в связи с внесением молодой семьи Щ. в соответствующие списки, и, соответственно, с участием, как в долгосрочной областной целевой программы, так и в федеральной целевой подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", её нахождение в данных списках регламентируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В силу п. 22 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Однако как было установлено судом первой инстанции, при формировании списка молодых семей, участников подпрограммы не учитывались требования Правил относительно включения в списки молодых семей, вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, в первую очередь.
Аналогичные требования к формированию списков содержатся в пункте 2.7. действующих в настоящее время "Правил предоставления социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной в качестве приложения N "..." к действующей долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы"".
В соответствии с п.п. 1.5. и 1.6. Порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках долгосрочной областной целевой программы "молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы, утвержденной в качестве приложения N "..." к действующей долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы"", право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом по делам молодёжи администрации Волгоградской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства осуществляется администрацией муниципального образования Волгоградской области на основании решения Комитета о включении молодых семей в список претендентов на получение социальной выплаты.
Таким образом, суд первой инстанции правильно посчитал, что действиями ответчиков были нарушены права молодой семьи Щ., и обоснованно удовлетворил исковые требования.
Довод апелляционной жалобы о том, что Щ. достигнут предельный возраст участия в программе (36 лет) 09 октября 2010 года, следовательно, включение молодой семьи Щ. в список претендентов на получение социальной выплаты нарушает права других молодых семей - участников Программы и не дает гарантированное право семье Щ. на получение социальной выплаты, судебная коллегия находит несостоятельным к отмене решения.
В силу п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Аналогичное положение содержится в п. 1.2. Порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках долгосрочной областной целевой программы "молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы, утвержденной в качестве приложения N "..." к действующей долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы".
Однако молодая семья Щ. на момент включения ее в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы" отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако социальная выплата указанной семьей получена не была, что, по мнению судебной коллегии, не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
Кроме того, первоначальное включение молодой семьи Щ. в списки не в первую очередь нарушило права молодой семьи как на момент включения её в списки участников подпрограммы, так и в настоящее время, при формировании списков молодых семей - участников долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы".
Иных правовых доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в жалобе, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 18 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу временно осуществляющего полномочия председателя Комитета по делам молодежи Администрации Волгоградской области Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.