судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Андреева А.А.,
судей Алябьева Д.Н., Куратовой Л.В.,
при секретаре Ворониной В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н. к администрации городского округа "адрес" о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе Н. на решение Михайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Н. к администрации городского округа "адрес" о признании права на получение жилого помещения по договору социального найма и обязании предоставить жилое помещение - отказать.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "адрес" о признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями ст.ст.50, 57 ЖК РФ.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно ордеру
от ДД.ММ.ГГГГ она является нанимателем жилого помещения N "..." по ул.
"адрес", общая площадь
которого составляет 24,6 кв.м.. Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ
жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания. Она состоит
на учете в администрации городского округа "адрес" в качестве
нуждающейся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. На территории г.
Михайловки введена областная программа "Переселение граждан из
аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с
учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства".
Программой предусмотрен порядок предоставления другого жилого
помещения в связи с выселением из аварийного, которое должно быть
благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного
пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому
помещению. Учетная норма жилой площади устанавливается органом
местного самоуправления. В предоставлении жилого помещения ей
отказано, поскольку включить жилой дом в вышеуказанную программу не
представляется возможным, так как в настоящее время это не предусмотрено
нормами действующего законодательства, и, кроме того, на переселение
домов, относящихся к категории непригодных по его местонахождению в
санитарно-защитной зоне, в бюджете городского округа г.Михайловка
средства не предусмотрены. Полагает, что действия ответчика по не предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма противоречат действующему жилищному законодательству.
Просила суд признать за ней право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. ст. 50, 57 ЖК РФ и обязать администрацию городского округа "адрес" предоставить ей жилое помещение по договору социального найма.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Н. просит об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обосновании жалобы указывается на неправильное применение норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене.
В силу пункта 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Постановленное судом решение названным требованиям не соответствует.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Исполкома Михайловского городского совета депутатов трудящихся по ордеру N "..." от ДД.ММ.ГГГГ А. на состав семьи 3 человека, в том числе истицу Н., была предоставлена "адрес" в "адрес" (л.д. 32).
Согласно копии постановления администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." истица состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилых условий с 1991 года (л.д. 28-29).
Согласно копии акта от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению А. распоряжением администрации "адрес" была создана комиссия по обследованию "адрес" в "адрес" с целью проверки жилищных условий. Комиссия установила, что жилой дом находится на расстоянии 16-17 м от железнодорожного пути в полосе отвода железной дороги, год постройки - 1956, процент износа 37%, состояние здания удовлетворительное. Для нормальных условий проживания и обеспечения безопасности жильцов необходимо отделить жилую застройку от железной дороги санитарно-защитной зоной шириной 100 м, что в данных условиях невозможно.
Комиссия пришла к заключению, что вышеуказанный жилой дом следует отнести к категории непригодных для проживания (л.д. 7-8).
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "..." акт обследования жилого дома утвержден, что подтверждено копией данного распоряжения (л.д. 6).
Из ответа данного Н. от ДД.ММ.ГГГГ за N "..." на её обращение ответчик указал, что включить жилой "адрес" в "адрес" в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не представляется возможным, поскольку в программу включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а спорный жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания по его местонахождению в санитарно-защитной зоне. На переселение домов, относящихся к категории непригодных по его местонахождению в санитарно-защитной зоне, в бюджете городского округа "адрес" средства не предусмотрены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в установленном законом порядке ответчиком решения по всему жилому дому по "адрес" "адрес" в "адрес" о дальнейшем его использовании, сроках отселения граждан в связи с признанием в 1992 году дома непригодным не принималось, у суда нет оснований обязывать администрацию городского округа "адрес" предоставить Н. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями ст.50, 57 ЖК РФ.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, полагая, что он основан на неверном толковании норм материального права и при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 указанной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено "Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно п.9 Положения жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
В силу п.35 данного Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.
Пункт 42 Положения устанавливает порядок признания жилого помещения непригодным для проживания, согласно которому комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Ранее действующее "Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания", утвержденного Приказом Минкоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ N "...", также возлагало обязанность по принятию решений о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания, независимо от его ведомственной принадлежности, на исполкомы районного, городского Совета народных депутатов.
Как следует из материалов дела, решение о признании жилого "адрес" непригодным для проживания принято на основании акта комиссии, назначенной распоряжением администрации "адрес" и утверждено распоряжением администрации "адрес", то есть органом, наделенным правом принимать такие решения.
Отнесение жилого "адрес" "адрес" к жилым помещениям непригодным для проживания признается администрацией городского округа "адрес".
Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства и с учетом обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения Михайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований Н.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Принять по делу новое решение, которым признать за Н. право на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма и обязать администрацию городского округа "адрес" предоставить Н. на семью из двух человек, включая несовершеннолетнего сына С., 1989 года рождения, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по общей площади ранее занимаемой.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.