судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Самойловой Н.Г., Тертышной В.В.
с участием прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Мещеряковой Л.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребёнка-сироты Галичкина Дениса Сергеевича к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа город Фролово Волгоградской области Артамонова А.И.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 мая 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах ребёнка - сироты Галичкина Дениса Сергеевича к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Галичкину Денису Сергеевичу вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав возражения против жалобы прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Мещеряковой Л.В., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области в интересах ребёнка-сироты Галичкина Д.С. обратился с иском к Администрации городского округа город Фролово Волгоградской области о внеочередном обеспечении жилой площадью.
В обоснование требований указал, что Галичкин Д.С., 23 февраля 1984 года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован и проживает на территории городского округа город Фролово.
Ранее Галичкин Д.С. состоял на очереди на территории сельского поселения Ленинского муниципального района. Постановлением Главы Ленинского муниципального района от 13 сентября 2010 года N 843 Галичкин Д.С. снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в связи с его желанием получить жилое помещение по месту проживания в г.Фролово Волгоградской области.
С октября 2010 года Галичкин Д.С. состоит на учете в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по городскому округу город Фролово.
Таким образом, Галичкин Д.С. имеет статус ребёнка оставшегося без попечения родителей, должен быть обеспечен органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако, в нарушение законодательства Российской Федерации ответчик до настоящего времени не предоставил Галичкину Д.С. жилое помещение, а лишь включил его в список детей-сирот на очередь по обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
Просил обязать Администрацию городского округа город Фролово Волгоградской области предоставить Галичкину Д.С. вне очереди на территории городского округа город Фролово жилую площадь не ниже установленных социальных норм, отвечающую санитарным и технических требованиям.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Фроловского городского округа город Фролово Волгоградской области Артамонов А.И. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с материалами дела и требованием закона.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки /попечительства/, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой /попечительством/, не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положениями ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях/ являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с указанными Федеральными законами принят Закон Волгоградской области от 15 декабря 2005 года N1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", согласно ч. 2 ст. 4 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закреплённого за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение /жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры/.
По смыслу ст. 1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В силу ст. 6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1144-ОД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки" финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области является органом местного самоуправления. Она наделена государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение дополнительных гарантий права на жилое помещение.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Постановлением от 13 сентября 2010 года Галичкин Д.С. снят с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по Ильичевскому сельскому поселению, в связи с его желанием получить жилье по месту проживания в городе Фролово Волгоградской области.
Постановлением Главы администрации городского округа город Фролово от 01 ноября 2010 года N 2323 Галичкин Д.С. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставшихся без попечения родителей, по городскому округу город Фролово
В настоящее время он является совершеннолетним и относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживает на территории городского округа город Фролово Волгоградской области, собственного или закреплённого за ним жилого помещения не имеет.
Указанные обстоятельства также подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что в силу действующего законодательства Галичкин Д.С., обладающий статусом ребенка, оставшегося без попечения родителей, должен быть обеспечен органом местного самоуправления жильем на условиях социального найма, и принял обоснованное решение об удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточном финансировании из областного бюджета, не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку согласно ч.2 ст.4 Закона Волгоградской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обстоятельства недостаточности бюджетных средств, необходимых для обеспечения жильем указанной категории граждан, по мнению судебной коллегии, для разрешения спора с участием гражданина при установленных судом обстоятельствах юридического значения не имеют, поскольку бюджетные правоотношения подлежат разрешению в ином судебном споре.
Иных доводов, которые могли послужить основанием к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Все юридически значимые обстоятельства судом были установлены правильно, нарушений норм права, влекущих отмену решения суда, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Фролово Артамонова А.И. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.