Решение Клинского городского суда Московской области от 21 мая 2012 г. по делу N 2-1199
(Извлечение)
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аболихиной Е.В.,
при секретаре Прониной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1199 по иску Афониной А.В. к Филиалу "ФКП "Росреестра" по Московской области и Управлению Росреестра по Московской области о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истица Афонина А.В. обратилась в суд с иском к Филиалу "ФКП "Росреестра" по Московской области и Управлению Росреестра по Московской /адрес/ и, уточнив исковые требования, просила обязать Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, /площадь/ кадастровый N расположенный /адрес/ в /сумма/. и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ на дату внесения записи, а также внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка, определенной на основании Отчёта "Т." от /дата/, равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/
В обоснование своих требований истица указала, что она является собственником вышеуказанного земельного участка, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым N На основании постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от /дата/ N был изменен вид разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства". /дата/ был проведен кадастровый учет изменений в сведениях о разрешенном использовании земельного участка, что послужило основанием пересчета кадастровой стоимости земельного участка. Согласно Распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от /дата/ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" кадастровая стоимость принадлежащего ей земельного участка составила /сумма/ а удельный показатель кадастровой стоимости определен в /сумма/
Вместе с тем, согласно экспертного заключения от /дата/ рыночная стоимость земельного участка на /дата/ составляет /сумма/ из расчета /сумма/. В результате установленная кадастровая стоимость земельного участка оказалась выше рыночной стоимости земельного участка. Несоответствие внесенной в Государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 НК РФ, нарушает её права как собственника земельного участка и плательщика земельного налога.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности Сандрикова К.О. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика -Филиала "ФКП "Росреестра" по Московской области по доверенности Красникова Ж.А. не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие; иск не признала, указав, что в связи с отсутствием в Распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель ( УПКСЗ) для вида объединений на площадь земельного участка, расчет кадастровой стоимости земельного участка истицы осуществлен с применением среднего значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением N 121-РМ в /сумма/, т.е. стоимость земельного участка истицы рассчитана с учетом действующих нормативно-правовых актов.
Представитель ответчика Управления Росреестра по Московской области - начальник Клинского отдела Управления Долженков В.П. не явился, направил в суд заявление о согласии на рассмотрение дела в его отсутствие. В письменном отзыве просил отказать в иске к Управлению Росреестра по Московской области, так как полномочиями по внесению изменений в сведения ГКН о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков наделено ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области, как уполномоченный орган по государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Представитель истицы Сандрикова К.О. заявила об отказе от иска в части исковых требований к Управлению Росреестра по Московской области, в связи с чем определением суда от /дата/ производство по делу в части исковых требований Афониной А.В. к Управлению Росреестра по Московской области внесении о внесении изменений в Государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка прекращено по основаниям, предусмотренным ст.220 абз.4 ГПК РФ.
Представители 3-х лиц Администрации Клинского муниципального района и Министерства экологии и природопользования Московской области не явились, о дне рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истицы, суд приходит к следующему.
Материалами дела судом установлено, что на основании акта приема-передачи имущества от /дата/, протокола общего собрания учредителей "Д." от /дата/, Постановления Администрации Клинского муниципального района от /дата/ N "Об изменении разрешенного использования земельных участков", соглашения о разделе земельного участка от /дата/, свидетельства о государственной регистрации права собственности от /дата/ истица Афонина А.В. является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, /площадь/, расположенного /адрес/
Согласно кадастрового паспорта земельного участка, принадлежащего истице, составленного ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области Клинским отделом по состоянию на /дата/, кадастровая стоимость земельного участка составляет /сумма/ а удельный показатель кадастровой стоимости равен /сумма/
Как следует из разъяснения ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от /дата/ исх. N при определении кадастровой стоимости земельного участка истицы орган государственного кадастрового учета исходил из того, что в силу п.2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 г. N 222, в случае образования нового или выявленного ранее учтенного земельного участка в границах садоводческого, огороднического или дачного объединения, изменения вила разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для соответствующего объединения либо муниципального района значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. В связи с отсутствием в распоряжении Минэкологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель для Клинского района, /дата/ Клинским отделом Управления Роснедвижимости по Московской области произведен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка с применением среднего значения УПКСЗ дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением в /сумма/
Вместе с тем, согласно п.5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее-Правила).
Согласно пунктам 1,2,4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению в виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом от 12.08.2006 г. N 222 Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее-Методические указания).
В соответствии с п.1.2 Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях:
-образования нового земельного участка;
-изменения площади земельного участка при упорядочении его границ;
-изменения вида разрешенного использования земельного участка;
-перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель;
-выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи.
В пункте 2.1.1 Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка или выявления ранее учтенного земельного участка в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, соответствующего вида разрешенного использования для кадастровой квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пункт 2.3.1 Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков. расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Распоряжением от 23.12.2009 г. N 121-РМ удельный показатель для Клинского муниципального района Московской области установлен не был.
Таким образом, применение к данным участкам как Распоряжения Минэкологии МО от 23.12.2009 г. N 121-РМ, так и Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. N 222 неправомерно.
Кроме того, из содержания Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 г. N 121-РМ и п.2.1.2 Методических указаний от 12.08.2006 г. N 222 следует, что они распространяют свое действие только на земельные участки в составе садоводческих, огороднических или дачных объединений.
Кроме того, действующим законодательством (нормативными актами) не предусмотрено, чтобы кадастровая стоимость земельного участка определялась на основании среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту РФ.
Указанный в Распоряжении Минэкологии МО от 23.12.2009 г. N 121-РМ средний уровень кадастровой стоимости по Московской области имеет лишь справочное значение и не может служить основанием для исчисления кадастровой стоимости земельных участков.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п.4.2 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказаом Росземкадастра от 26.08.2002 г. N П\307, в случаях наличия рыночной стоимости земельных участков объединений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, кадастровая стоимость указанных земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.
Согласно Отчёту N эксперта-оценщика "Т." от /дата/, который не оспорен, по состоянию на /дата/ рыночная стоимость земельного участка истицы составляла /сумма/. с удельным показателем стоимости /сумма/
Поскольку рыночная стоимость земельного участка истицы по заключению оценщика намного меньше, чем установленная кадастровая стоимость, суд считает, что оснований для внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка в /сумма/ отсутствовали.
Таким образом, ФБУ "Кадастровая палата" по МО ( сейчас ФГБУ "ФКП "Росреестра" по МО) без законных оснований внесло в ГКН сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка на основании среднего уровня 1 кв.м земель дачных объединений по Московской области, поскольку указанные сведения нарушают права и законные интересы истицы, значительно изменив налоговую базу для исчисления земельного налога, плательщиком которого истица является.
На основании изложенного суд пришел к выводу о необходимости исключения из ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка Афониной И.В. /сумма/ и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/, на дату внесения записи и о внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Афониной А.В., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, общая /площадь/ кадастровый N, расположенный /адрес/ в /сумма/. и удельном показателе кадастровой стоимости /сумма/ на дату внесения записи.
Обязать Филиал ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области внести в Государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Афониной А.В., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, /площадь/, кадастровый N, расположенный /адрес/, определенной на основании Отчёта "Т." от /дата/, равной /сумма/ с удельным показателем стоимости /сумма/
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной редакции.
Судья Клинского горсуда: Аболихина Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.