Решение Можайского городского суда Московской области от 12 июля 2012 г.
(Извлечение)
Можайский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Русаковой Г.С.
с участием прокурора Шейко Р.В.
при секретаре Синицыне И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Можайского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд с названным иском и, уточнившись, просит обязать ФКУ СИЗО N УФСИН России по "адрес" провести работы по ремонту медицинских кабинетов, комнаты для длительного свидания, коридоров, лестничных маршей режимного корпуса, обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" выделить денежные средства ФКУ СИЗО N УФСИН России по "адрес" для проведения работ по ремонту медицинских кабинетов, комнаты для длительного свидания, коридоров, лестничных маршей режимного корпуса.
В судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ФКУ СИЗО- N УФСИН России по "адрес" в судебное заседание не явился, возражений не представил.
Представитель УФСИН России по "адрес" в судебное заседание не явился, ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, письменные возражения представлены.
Суд считает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании из материалов дела и пояснений прокурора установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Можайской городской прокуратурой совместно со специалистами в области строительства и санитарно-эпидемиологического благополучия человека проведена проверка ФКУ СИЗО- N УФСИН России по "адрес".
В ходе проверки были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, составлен акт обследования.
Статьями 41,42 Конституции РФ провозглашено, что каждый имеет право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В силу ст. ст. 8, 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с требованиями ст. ст. 17, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 N103-Фз "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно- эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Как было установлено в ходе проверки в нарушение приведенных норм администрацией ФКУ СИЗО- N нарушаются права подозреваемых и обвиняемых на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, на материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.
Так, проверкой установлено, что в нарушение требований п. п. 4.2, 4.6, 5.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в медицинских кабинетах покраска потолков и стен за время эксплуатации пришла в негодность, на стенах и потолке выбоины в штукатурке, темные пятна, краска отслоилась, линолеум имеет потертости и разрывы, на полу местами отсутствует керамическая плитка, медицинский кабинет первого корпуса не оборудован горячим водоснабжением. Окна в медицинских кабинетах деревянные в неудовлетворительном состоянии: имеются сквозные щели, форточки не открываются. Регистры системы отопления имеют свищи, хомуты.
Помещения для проведения длительных свиданий в неудовлетворительном состоянии: в жилых комнатах обои отошли от стен и покрыты черным налетом грибка, на потолке выбоины, пол деревянный окрашенный имеет щели, краска отслоилась. В нарушение требований п.п.4.1, 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" имеющееся центральное отопление не обеспечивает нормальный температурный режим, в связи с чем, в комнате N 1 установлено 2 электронагревателя; окна деревянные в неудовлетворительном состоянии: имеются сквозные щели, форточки не открываются; регистры системы отопления имеют свищи, хомуты. Кроме того, как установлено проверкой, коридор и лестничные марши режимного корпуса, сборного отделения нуждаются в проведении ремонта (имеются следы отслоения краски от стен и потолка, поражения грибком, оконные рамы и полы требуют покраски).
В соответствии с ч. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие материальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Неисполнение администрацией ФКУ СИЗО N обязанности по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства влечет за собой нарушение прав подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей на санитарно-эпидемиологическое благосостояние, охрану их здоровья, а также может являться причиной причинения вреда жизни и здоровью последних.
Со стороны ответчиков не оспаривался факт наличия обнаруженных при проверке нарушений, не представлены доказательства обратного.
Доводы, изложенные представителем ответчика УФСИН России по "адрес" в письменных возражениях к тому, что бюджетные ассигнования выделялись в 2006 г. на капитальный ремонт здания режимного корпуса, в 2007 г. на капитальный ремонт электроосвещения режимного корпуса, на капитальный ремонт режимного корпуса N, в 2009 г. на капитальный ремонт режимного корпуса. Ответчик ссылается на то, что до 2017 г. выделение денежных средств на ремонт не предусмотрено.
Данные доводы суд полагает подлежащими отклонению, поскольку право гражданина на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, не унижающую человеческое достоинство, Конституция РФ не ограничивает в связи с положением подозреваемого или обвиняемого.
Доводы представителя ответчика УФСИН России по "адрес" о том, что прокурором настоящий иск не мог быть заявлен в интересах неопределенного круга лиц не состоятельны. Поскольку состав подозреваемых и обвиняемых содержащихся под стражей в ФКУ СИЗО- N не постоянен, так как изменяется в связи с поступлением вновь прибывших и убытием ранее содержащихся. С учетом характера деятельности ФКУ СИЗО- N на его территории могут находиться лица, круг которых не возможно конкретно определить, а именно: прибывшие на свидания родственники арестованных, представители органов осуществляющих контрольно-надзорные функции, общественных и иных организаций. Следовательно, определить круг данных лиц, не представляется возможным, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
Кроме того, установлено, что ответчик УФСИН России по "адрес" является распорядителем бюджетных средств. Соответственно в отношении требования о возложении обязанности по выделению денежных средств ФКУ СИЗО N УФСИН России по Московской области для проведения работ по ремонту медицинских кабинетов, комнаты для длительного свидания, коридоров, лестничных маршей режимного корпуса УФСИН России по "адрес" является надлежащим ответчиком.
При таких обстоятельствах, суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Можайского городского прокурора удовлетворить;
обязать Следственный изолятор N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" провести работы по ремонту медицинских кабинетов, комнаты для длительного свидания, коридоров, лестничных маршей режимного корпуса;
обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" выделить денежные средства ФКУ СИЗО- N УФСИН России по "адрес" для проведения работ по ремонту медицинских кабинетов, комнаты для длительного свидания, коридоров, лестничных маршей режимного корпуса.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.