Решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 22 мая 2012 г.
(Извлечение)
Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе : председательствующего судьи Чепуриной Л.Н.,
при секретаре Вороновой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мосина ФИО9 и Мосиной ФИО10 к Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского района Московской области, Территориальному управлению Росимущества по Московской области, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение в общую долевую собственность за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и обязании Администрации Наро-Фоминского муниципального района предоставить в общую долевую собственность земельный участок за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права на получение в общую долевую собственность земельного участка за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка и обязании Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить в общую долевую собственность земельный участок за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. для индивидуального жилищного строительства с категорией земли - земли населенных пунктов.
В обоснование своих требований ссылаются на то, что на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ Мосиной ФИО11 на состав семьи из 4-х человек была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу: "адрес", "адрес" "адрес" "адрес" "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истцы на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали право собственности по "данные изъяты" доли за каждым, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права "адрес" и "адрес".
В соответствии с техническим заключением по обследованию квартиры N N в доме N по адресу: "адрес", "адрес" квартира, в соответствии с планом ГУП МО "МОБТИ" представляет собой часть жилого дома и в соответствии с СП N "Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства" обследуемый жилой "адрес" попадает под понятие блокированного индивидуального жилого дома с придомовым земельным участком.
Являясь постоянным жителем в данной квартире, согласно действовавшему в ДД.ММ.ГГГГ году законодательству истцы имели право получить в собственность земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м.
Фактически их квартира представляет собой часть жилого дома. В настоящее время фактическая площадь используемого истцами земельного участка составляет "данные изъяты" кв.м., согласно учетной карточки. Границы земельного участка согласованы. Они оплачивают земельный налог.
В судебном заседании представитель истцов ФИО7, действующий на основании нотариально удостоверенных доверенностей, исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области исковые требования не признал, представил возражения на исковое заявление.
Представитель Комитета по управлению имуществом Администрация Наро-Фоминского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, представив возражения на исковое заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Территориального управления Росимущества по Московской области в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, хотя о дне слушания дела были уведомлены надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки в суд не представили, заявление о рассмотрении дела в их отсутствие не подавали. Признав их неявку неуважительной, суд с учетом мнения сторон, рассмотрел дело в их отсутствие на основании п. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцами представлены суду убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие возникновение у истцов права на получение в общую долевую собственность земельного участка за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка по адресу: "адрес" "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. для индивидуального жилищного строительства с категорией земли - земли населенных пунктов.
Истцам на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена 2-х комнатная квартира по адресу: "адрес", город "адрес" "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истцы на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан N от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали право собственности по "данные изъяты" доли за каждым, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права 50 N N и N N.
В соответствии с техническим заключением по обследованию квартиры N N в доме N по адресу: "адрес" квартира, в соответствии с планом ГУП МО "МОБТИ" представляет собой часть жилого дома и в соответствии с СП N "Планировка и застройка территорий малоэтажного строительства" обследуемый жилой "адрес" попадает под понятие блокированного индивидуального жилого дома с придомовым земельным участком.
Фактически квартира истца представляет собой часть жилого дома.
Используемый истцами земельный участок, согласно учетной карточки составляет "данные изъяты" кв.м., границы земельного участка согласованы.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчикам с заявлением, в котором просили предоставить им в собственность земельный участок за плату по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес", "адрес" для индивидуального жилищного строительства с категорией земли - земли населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ председатель комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского района рассмотрев обращение истцов сообщил об отказе в предоставлении земельного участка, так как испрашиваемый земельный участок находится на земле в введении Министерства обороны Российской Федерации, с данным заявлением необходимо обращаться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Представленные в ходе судебного слушания Администрацией и Комитетом по управлению имуществом Наро-Фоминского муниципального района Московской области возражения на исковое заявление, о том, что спорный земельный участок до настоящего времени не передан из федеральной собственности в муниципальную и следовательно органы местного самоуправления не уполномочены принимать решения в отношении такого земельного участка расцениваются судом как не убедительные и не могут быть приняты во внимание.
Так, в соответствии со статьей 1.1 Земельного кодекса РФ определено понятие земельного участка, согласно которому земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости", государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе.
В состав сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке вносится, в том числе, описание местоположения границ земельного участка ( ст.1 ст. 7).
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.2 ЗК РФ).
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ст. 11.3 ЗК РФ).
Статьей 25 Земельного кодекса РФ установлены основания возникновения прав на землю. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 26 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность за плату (ст. 28 ЗК РФ).
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены кодексом и федеральными законами.
В случае, если здание, находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность. Для приобретения прав на земельный участок граждане совместно обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно сообщений из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области сведения о правах на спорный земельный участок отсутствуют.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ издаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий акты, содержащие нормы земельного права, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участок. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками специальный орган.
Истцы являются собственниками квартиры в трехквартирном жилом доме, согласно техническому паспорту жилого дома, а фактически собственниками отдельной части жилого дома. Поэтому вправе как собственники части жилого дома приобрести в собственность отдельный земельный участок, прилегающий к части дома.
В соответствии Статьей 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" N-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно которому истцы вправе приобрести спорный земельный участок по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года (пп. 3 п. 3 ст. 12), в данном случае на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка за плату.
Таким образом, жилой дом расположен на земельном участке. В соответствии с планом границ земельного участка, его площадь составляет
"данные изъяты" кв.м. Границы участка согласованы со смежными землепользователями, с которыми спора по границам не имеется. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Земельный участок находится в сложившейся жилой застройке, что исключает возможность самовольного захвата земли.
Земельные участки ранее истцам в собственность бесплатно не предоставлялись.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мосина ФИО12 и Мосиной ФИО13 удовлетворить.
Признать за Мосиным ФИО14 и Мосиной ФИО15 право на получение в общую долевую собственность за плату земельный участок по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с категорией земли - земли населенных пунктов, по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Обязать Администрацию Наро-Фоминского муниципального района Московской области предоставить Мосину ФИО16 и Мосиной ФИО17 в общую долевую собственность за плату земельный участок по адресу: "адрес", город ФИО5-Фоминск, "адрес" "адрес", дом N квартира N, общей площадью "данные изъяты" кв.м. для индивидуального жилищного строительства, с категорией земли - земли населенных пунктов, по цене, равной десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Н. Чепурина.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.