Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П., судей Вороновой М.Н., Лащ СИ., при секретаре Солодовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июня 2012 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 09 февраля 2012 года по делу по заявлению Стяжкина Л.Н. об оспаривании решения Федерального Бюджетного Учреждения "Кадастровая палата" по Московской области.
Заслушав доклад судьи Московского областного суда Лащ СИ., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Варшавского М.В., поддержавшего жалобу, возражения представителя Стяжкина Л.Н. по доверенности Шац Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стяжкин Л.Н. обратился в суд в порядке Главы 25 ГПК РФ с заявлением об оспаривании решения Федерального Бюджетного Учреждения "Кадастровая палата" по Московской области.
Мотивировал свои требования, что в 2008 году он приобрел в собственность земельный участок общей площадью 277 962 кв.м. с кадастровым N, категория земель - сельскохозяйственное назначение, вид разрешенного использования - для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий, расположенный по адресу: "адрес" Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка был определен в размере 0.2574 руб. за кв.м.
В 2011 году в результате раздела образовались следующие земельные участки:
с кадастровым номером N, площадью 3283
с кадастровым номером N, площадью 2384
с кадастровым номером N площадью 268239
с кадастровым номером N, площадью 1737
с кадастровым номером N, площадью 2319
расположенные по адресу:
"адрес".
Категория указанных земельных участков - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, удельный показатель кадастровой стоимости определен в размере - 2 402,59 руб./кв.м.
Считая незаконными с момента их совершения действия управления по внесению в Государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости, Стяжкин Л.Н. обратился с настоящим заявлением в суд. Просил признать незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости в размере "данные изъяты"., и удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты". в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N; обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения, касающиеся кадастровой стоимости, и удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты".; обязать ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: "для дачного строительства", рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты"
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области ФИО6 возражала против удовлетворения заявления.
Представитель заинтересованного лица Федерального Бюджетного Учреждения "Кадастровая палата" по Московской области ФИО7 в судебном заседании пояснила, что согласно сведениям АИС ГКН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым N "для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий" изменен на "для дачного строительства" в 2009 году, в связи с чем данный участок не вошел в перечень объектов оценки. Земельные участки с" кадастровыми N N, N, N, N были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым N Кадастровая стоимость внрвь образованных земельных рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений МО, утвержденного распоряжением 121 -РМ в размере "данные изъяты" за кв.м.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 09 февраля 2012 года заявление Стяжкина Л.Н. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
2
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Стяжкину Л.Н. на основании договора купли- продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежал земельный участок общей площадью 277 962 кв.м. с кадастровым N земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий, расположенный по адресу: "адрес", о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации N, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N изменено разрешенное использование земельного участка "для использования по назначению сельскохозяйственных объектов и угодий" площадью 277 962 кв.м. с кадастровым N местоположением: "адрес", и установлено разрешенное использование "для дачного строительства".
ДД.ММ.ГГГГ Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области приняло решение N об учете изменений в ГКН в сведения о категории земель и вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составлял "данные изъяты": кв.м.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указано разрешенное использование : для дачного строительства, площадь - 277 962 кв.м., удельный показатель кадастровой стоимости "данные изъяты" руб. за кв.м.
Решением ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N N в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащего заявителю, внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, которая определена в размере "данные изъяты" руб./кв.м.
Из кадастровых паспортов земельных участков с кадастровыми номерами N"по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки имеют удельный показатель кадастровой стоимости 2 402 рубля 59 копеек за кв.м., разрешенное использования - для дачного строительства, расположены по адресу: "адрес"
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее -Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв./м2 земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Согласно пункту 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Из приложения N 2 к указанному Распоряжению следует, что средний уровень удельного показателя кадастровой стоимости для садовых, огороднических объединений по Орехово-Зуевскому муниципальному району определен в размере от 291,473 руб., для дачных объединений не определен.
Пунктами 4, 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (деле - Административный регламент), установлено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В Распоряжении от 23.12.2009 N 121-РМ указание на земельные участки заявителя отсутствует, иным распоряжением удельный показатель кадастровой стоимости и сама кадастровая стоимость поименованных в тексте настоящего решения земельных участков не установлена.
Соответствующим Распоряжением кадастровая стоимость конкретных земельных участков, принадлежащих заявителю, не утверждалась.
Вместе с тем, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка заявителя с учетом среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области, утвержденного Распоряжением от 23.12.2009 N 121-РМ, в размере 2402,59 руб./кв.м., что в данном случае неприменимо, поскольку земельный участок заявителя не входил в земли дачных объединений.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи; в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной рыночной стоимости.
Заинтересованным лицом не представлено данных о фактической стоимости земельного участка заявителя, поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заинтересованным лицом не доказана обоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" руб./кв.м.
Таким образом, обжалуемые заявителем действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости в отношении указанных выше земельных участков сведений относительно размера кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости необоснованны и незаконны, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Ранее кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости "данные изъяты"./кв.м., заявитель просил суд обязать заинтересованно лицо рассчитать стоимость земельных участков исходя из удельного показателя кадастровой стоимости "данные изъяты"./кв.м.
Удовлетворяя требования в указанной части, суд пришел к выводу, что при оценке земельных участков подлежит применению средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Орехово-Зуевскому муниципальному району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ, а именно: "данные изъяты" коп. за один квадратный метр.
Вместе с тем, указанным Распоряжением 21.11.2005 N 166-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. Как следует из материалов дела, земельные участки, принадлежащие заявителю, не входят в садоводческие, огороднические и дачные объединения, поэтому при расчете оценки земельных участков заявителя данное Распоряжение не может применяться.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Доказательств рыночной стоимости, исходя из которой возможно определить кадастровую стоимость земельных участков, заявителем не представлено.
Согласно статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Однако, судебная коллегия отмечает, что в рамках настоящего дела конечной целью заявителя является определение новой кадастровой стоимости, а не восстановление существовавшего положения относительно кадастровой стоимости земельных участков имевшей место до нарушения прав заявителя совершением заинтересованным лицом оспариваемых действий.
При таких обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил заявленные требования в части возложения обязанности на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 71 рубль 74 копейки/кв.м. Поэтому в этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 09 февраля 2012 года отменить в части возложения обязанности на Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N категория земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, расположенных по адресу: "адрес", рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" копейки/кв.м. В отмененной части принять новое решение, которым заявленные требования Стяжкина Л.Н. оставить без удовлетворения. В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.