Подольский городской суд Московской области В составе председательствующего судьи Мартиросян С.В.
При секретаре судебного заседания Нашкевич Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" о понуждении к совершению определенных действий
УСТАНОВИЛ
Подольский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" и просит обязать ответчика обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" отдел с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины на реке "адрес".
Истец мотивирует свои требования тем, что в ходе проведения совместной проверки законодательства о безопасности гидротехнических сооружений с Юго-западным участком Информационного отдела Государственного бюджетного учреждения по водному хозяйству по "адрес" "Мособлводхоз" установлено, что на территории сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение (плотина), не отвечающего требованиям безопасности, состояние которого требует ремонта, уровень безопасности которого соответствует опасному. В связи с тем, что балансовая принадлежность указанного имущества не определена, отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению его безопасности, признание имущества как бесхозяйного, а бремя обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о признании имущества в качестве бесхозяйного, лежит на органах местного самоуправления, на территории которого находится это имущество. Истец полагает, что данная обязанность должна быть возложена на ответчика.
Истец - представитель Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц Васина Е.А. по доверенности (л.д.54) в судебное заседание явилась, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик - представитель Администрация сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" Семикашева С.А. по доверенности в судебное заседание не явилась, заявленные требования не признает, так как полагают что река Лакеевка и расположенная на ней плотина являются федеральной собственностью, а Администрация сельского поселения Лаговское не может поставить гидротехническое сооружение - плотину на государственный учет, поскольку в дальнейшем будет затруднено ее использование.
3-е лицо - представитель Администрация Подольского муниципального района "адрес" в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не известил.
3-е лицо - представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежаще, письменным заявлением просит рассматривать дело в его отсутствие (л.д.48).
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего:
В соответствии со статьей 225 ГК РФ "1. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
2. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
4. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на данную вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности".
В соответствии с п.3 ст.9 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N122-ФЗ от 21.07.1997 года, к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N580 "На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N580 "Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в настоящем Положении, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй - помещен в дело правоустанавливающих документов"
В соответствии с пунктом 10 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N580 "Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Заявление органа местного самоуправления и прилагаемые к нему документы подлежат регистрации в книге учета входящих документов в порядке, установленном нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации для регистрации документов, представляемых на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании установлено, что д.м.г Государственным учреждением по водному хозяйству по "адрес" "Мособлводхоз" проведено обследование гидротехнического сооружения. Установлено, что на территории "адрес", расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение - плотина на реке "адрес", которая не соответствует безопасности, требует ремонта, уровень безопасности соответствует опасному.
Согласно Акту N мониторинга гидротехнического сооружения перед половодьем (летне-осенними паводками) 2012 г. от д.м.г гидротехническое сооружение - "адрес" является бесхозяйным и находится на территории Администрации "адрес". Данная плотина эксплуатируется с 1937 года, состояние плотины неудовлетворительное (запас гребня НПУ недостаточный). Рекомендовано провести расчеты по определению необходимого запаса гребня плотины и по их результатам принять решение о досыпке гребня плотины до нужной отметки; провести ремонт транзитной части водосброса и ремонт нижнего бьефа водосборного сооружения и установить мусорозащитные и ледозащитные устройства со стороны верхнего бьефа (л.д.5-6).
В Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" сведений о праве собственности на объект (гидротехническое сооружение) - плотина пруда на реке "адрес" "адрес" в Едином государственном реестре прав не зарегистрировано (л.д.62).
Согласно сообщению Администрации сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" гидротехническое сооружение - плотина верхнего пруда на реке "адрес" в реестре муниципальной собственности с/п Лаговское не числится (л.д.61).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что указанное гидротехническое сооружение находится на территории "адрес", право собственности на данное имущество ни за кем не зарегистрировано, тогда как в соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, исключительным правом на обращение с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - спорного гидротехнического сооружения обладает орган местного самоуправления - Администрация Лаговского сельского поселения по территориальности нахождения объекта, в связи, с чем суд находит исковые требования Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Подольского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" о понуждении к совершению определенных действий - удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Лаговское Подольского муниципального района "адрес" обратиться в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес" с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения - плотины на реке "адрес".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Московский областной суд в течение месяца с принесением апелляционной жалобы через Подольский городской суд.
Председательствующий судья: -подпись- С.В. Мартиросян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.