Решение Химкинского городского суда Московской области от 03 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи - Колмаковой И.Н.,
с участием старшего помощника прокурора - Апраксиной О.А.,
при секретаре - Жупановой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" об обязании совершить действия, ссылаясь на то, что в организации ответчика была проведена проверка исполнения законодательства в сфере промышленной безопасности, в ходе которой выявлено неисполнение требований законодательства при эксплуатации опасных производственных объектов.
Как указал истец, выявлены нарушения по надлежащему созданию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии, поддержании перечисленных систем в надлежащем состоянии. В частности, ответчиком не соблюдена и не разработана локальная система оповещения, обеспечивающая необходимый уровень безопасности населения и территорий в случае возникновения чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах. При этом, локальная система оповещения должна обеспечивать оповещение не только руководителей и персонал объекта, но и руководителей дежурных служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО, оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ - города, городского района, населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
Прокурорская проверка выявила, что на предприятии не создан должный уровень безопасности населения и территорий в случае возникновения чрезвычайной ситуации на химически опасных объектах, что в последствии может привести к жертвам, как среди работников предприятия, так и среди населения. При этом круг лиц, чьи права на безопасные условия жизни и деятельности нарушаются, является заведомо неопределенным.
Как указано в исковом заявлении, ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" является федеральным государственным унитарным предприятием, осуществляющим разработку, производство, эксплуатацию космических аппаратов, беспилотной авиационной техники, тренажеров, космических аппаратов, техники двойного назначения, а также вооружения и военной техники. В целях выполнения установленных задач предприятием эксплуатируются опасные производственные объекты, в число которых входят находящиеся на его территории гальванический участок цеха N, склад отдела N, участок транспортирования опасных веществ, лакокрасочный участок, а также объект, представляющий собой группу резервуаров и сливно-наливных устройств, расположенный по адресу: "адрес".
По утверждению истца, все указанные объекты являются химически опасными производственными объектами, они включены в Государственный реестр опасных производственных объектов, согласно Свидетельству о регистрации N эксплуатируемых ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". Лицензией N N, выданной Ростехнадзором /дата/, предприятию разрешена эксплуатация указанных химически опасных производственных объектов.
На основании изложенного, и.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области, после уточнения требований, просит суд обязать ответчика создать на предприятии локальную систему оповещения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от /дата/ N "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" с учётом рекомендаций, утвержденных МЧС России /дата/
В судебном заседании старший помощник прокурора поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" возражали против удовлетворения исковых требований, указав при этом, что система оповещения на предприятии имеется, что заключили договор на разработку технической документации по локальной системе оповещения.
Выслушав объяснения сторон, изучив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", промышленная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и их последствий. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте предусмотрены ст. 10 ФЗ N116-ФЗ и включают в себя обязанность эксплуатирующей указанные объекты организацией создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии, поддерживать эти системы в пригодном к использованию состоянии.
В силу ст.ст. 1, 7 Федерального закона от 21.12.1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимальное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно и представляют собой комплекс мер, направленных на сохранение здоровья людей и снижение размеров ущерба окружающей среде.
На основании п. "г" ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. N68-ФЗ, ст. 9 Федерального закона от 21.02.1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне", обязанностью организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", организациям, в ведении которых находятся опасные объекты: ядерно, радиационно, химически опасные, гидросооружения, - надлежит обеспечивать, начиная с 1993 г. следующим образом: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и создание локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных масштабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).
На основании Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 установлен размер зон действия локальных систем оповещения, который для химически опасных объектов составляет охват в радиусе 2,5 км вокруг объектов.
Методическими рекомендациями по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (ЛСО) определен порядок организации, задействования и организационно-технического построения ЛСО в районах размещения потенциально опасных объектов, установлены тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения, а также установлены требования к организации эксплуатационно-технического обслуживания средств ЛСО. Указанным документом предусмотрено, что ЛСО должна обеспечивать оповещение не только руководителей и персонал объекта, но и руководителей дежурных служб организаций, расположенных в зоне действия ЛСО, оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ - города, городского района, населения, проживающего в зоне действия ЛСО.
Согласно Свидетельству о регистрации N, выданному /дата/ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" внесено в Государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии сФедеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" за номером N, в Приложении к Свидетельству приведен перечень опасных производственных объектов, состоящий из 29 наименований.
Судом установлено, что на основании Лицензии N), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору /дата/, ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" имеет право осуществлять эксплуатацию химически опасных производственных объектов. В Приложении к Лицензии указано, что эксплуатация химически опасных производственных объектов предусматривает получение, использование, переработку, образование, транспортирование и уничтожение токсичных веществ, имеющие характеристики, установленные Федеральным законом от /дата/ N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Из Карт учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов N на Гальванический участок цеха N, N на Склад отдела N, N на Участок транспортирования опасных веществ, N на Лакокрасочный участок, N на Группу резервуаров и сливо-наливных устройств расположенных по адресу "адрес", следует, что в указанных объектах производится эксплуатация взрывоопасных производственных объектов - вид деятельности 41v; эксплуатация пожароопасных производственных объектов - вид деятельности 42; эксплуатация химическиопасных производственных объектов - вид деятельности 43v; производство взрывчатых материалов - 44; хранение взрывчатых материалов - 45, применение взрывчатых материалов - 46; сбор, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение опасных отходов - 47.
Согласно Акту от /дата/ проведения комплексных испытаний автоматизированной системы мониторинга КВО ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" N, были проведены испытания программно-технического комплекса АСМ КВО ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина". В результате испытаний установлено, что комплекс аппаратно-программных и телекоммуникационных средств обеспечивает работу АСМ КВО ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" в составе головного участка отраслевой системы мониторинга КВО и ОГ Роскосмоса, соответствует требованиям технического задания, готова к проведению опытной эксплуатации в составе головного участка отраслевой системы мониторинга критически важных объектов и опасных грузов Роскосмоса.
Согласно Договору N на разработку проектной документации от /дата/, заключенного ЗАО "ИТ-Центр-Ярославль" и ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина", ответчик поручил разработать проектную документацию "Локальную систему оповещения ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина", п. N установлен срок выполнения работы - до /дата/
Из Акта от /дата/ Сдачи-приемки выполненных работ по Договору N от /дата/ следует, что изыскательские работы и разработка технического задания на проектирование выполнены подрядчиком, оплачены и приняты ответчиком.
Из Акта N от /дата/ Сдачи-приемки выполненных работ по Договору N от /дата/ следует, что работы по разработке проектной документации "Локальная система оповещения ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" выполнены.
Из п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от /дата/ N следует, что ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина", как объекту применяющим химически опасные вещества, необходимо установить локальную систему оповещения (ЛСО) в зоне радиусом не менее "данные изъяты" Согласно п. 3 финансирование работ по установке ЛСО на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, производится за счет собственных средств этих объектов. Согласно п.4. ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.
Таким образом, суд пришел к выводу, что ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" на момент рассмотрения дела в суде эксплуатирует химически опасные объекты в отсутствие должным образом организованной локальной системы оповещения, при этом нарушаются права, свобода и законные интересы неопределенного круга лиц, что находится в противоречии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 21.12.1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 21.02.1998 г. N28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 01.03.1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов". Защита указанной категории лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право и создающих его нарушение, а также путем принуждения к исполнению обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Четвертой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГУП "Научно-производственное объединение им. С.А. Лавочкина" об обязании совершить действия - удовлетворить.
Обязать ФГУП "НПО им. С.А. Лавочкина" создать на предприятии локальную систему оповещения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.03.1993 г. N178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", с учетом "Методических рекомендаций по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения", утвержденных МЧС России /дата/
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.