Волосовский районный суд Ленинградской области в составе:
судьи Тимофеевой В.В.,
с участием прокурора ФИО6,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волосовского района в интересах ФИО2 к администрации МО "Волосовский муниципальный район", Правительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волосовского района обратился с иском в суд в интересах ФИО2 к администрации МО "Волосовский муниципальный район", Правительству Ленинградской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, указав, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 - ФИО8, являвшаяся матерью-одиночкой, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации МО "Волосовский муниципальный район" от ДД.ММ.ГГГГ N опекуном девочки была назначена ФИО4 На основании свидетельства о перемене имени N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 переменила фамилию и отчество на ФИО2. Постановлением главы администрации МО "Волосовский муниципальный район" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зачислена в Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Ленинградский областной колледж культуры и искусства", приказ о зачислении N от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время ФИО2 обучается в Государственном институте экономики, финансов, права и технологии" на агропромышленном факультете, который согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ общежитием не располагает. Согласно сведениям, предоставленным Комитетом образования администрации МО "Волосовский муниципальный район", ФИО2 состоит на учете в секторе опеки и попечительству Комитета образования как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в предоставлении жилой площади. ФИО2, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение должно быть предоставлено ответчиком - администрацией МО "Волосовский муниципальный район Ленинградской области", поскольку, в нарушение жилищных прав ФИО2 до настоящего времени ей не предоставлено вне очереди жилое помещение. Просит суд обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район и Правительство Ленинградской области за счет субвенций бюджета Ленинградской области бюджету МО Волосовский муниципальный район предоставить ФИО2 вне очереди в собственность жилое помещение не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор, уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район предоставить ФИО4 по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм и соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований дополнил, что ФИО2 в соответствии с п.2ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма вне очереди, так как относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ она прекратила обучение в Ленинградском областном колледже культуры и искусства, а сам факт поступления на дневное отделение агропромышленного факультета Государственного института экономики, финансов, права и технологий, не является основанием для отказа в предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма.
Истец ФИО2 уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что является сиротой. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 установила опеку над ней и по 2010 год, она проживала с опекуном в ее квартире по адресу: "адрес". В 2010 году поступила на дневное отделение в Ленинградский областной колледж культуры и искусства, где обучалась по апрель 2011 года. В сентябре 2011 года поступила в Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, где обучается по настоящее время. С опекуном отношения не сложились и в 2011 году, она была вынуждена снимать жилье в "адрес", где проживает по настоящее время. ФИО4 обращалась в суд с иском о признании ее утратившей право пользования жилым помещением, но решением суда ей было отказано. Вместе с тем, она не может проживать с бывшим опекуном в ее квартире, в связи, с чем была вынуждена обратиться в прокуратуру за защитой своих прав. Просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Правительства Ленинградской области в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, возражает против заявленных исковых требований. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области признал уточненные исковые требования прокурора, пояснив, что ФИО2 является сиротой и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. ФИО2 прожила с опекуном более 9 лет, затем в их отношениях появились проблемы. ФИО2 вынуждена снимать жилье для проживания. До конца 2012 года администрация МО Волосовский район приобретет для ФИО2 жилое помещение за счет средств областного бюджета и федеральных субвенций, которое будет ей предоставлено по договору социального найма.
Представителю ответчика судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 39,173 ГПК РФ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.2ч.2ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз.2 п.1ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзацем 3 п.1 ст.8 указанного Федерального закона предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно конституционно-правовому смыслу, выявленному в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П, абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Статьей 2 Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011 года N 47-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" определены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе - по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, после пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не ниже социальных норм, установленных в Ленинградской области.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 вышеназванного Областного закона при осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на получение от органов государственной власти Ленинградской области материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, ее одинокая мать умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации МО " Волосовский район" N от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО2 установлена опека. Опекуном назначена ФИО4. Жилое помещение за ФИО2 ( ФИО2) не закреплялось.
ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет регистрацию по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности ФИО4, по адресу: "адрес" (л.д. 20, 36).
Постановлением главы администрации Волосовского городского поселения Волосовского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях социального найма (л.д.13)
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отчислена из Государственного образовательного учреждения Среднего профессионального образования "Ленинградский областной колледж культуры и искусства" (л.д.47).
В настоящее время ФИО2. обучается на 1 курсе Государственного института экономики, финансов, права и технологий. Агропромышленный факультет ГИЭФПТ общежитием не располагает (л.д.59).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО2 прекратившая обучение в Ленинградском областном колледже культуры и искусства, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по нормам ст.57 ЖК РФ независимо от обучения в настоящее время в другом учебном заведении.
При таких обстоятельствах, с учетом признания иска представителем ответчика администрации МО Волосовский муниципальный район, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Волосовского района Ленинградской области, предъявленных в защиту интересов ФИО2, поскольку, ФИО2, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, должна быть обеспечена органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. С 2011 года администрация МО Волосовский муниципальный район наделена отдельными государственными полномочиями в силу Областного закона Ленинградской области от 17.06.2011г. N47-оз, в связи с чем у ответчика возникла обязанность по обеспечению ФИО2 жилым помещением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Волосовского района удовлетворить.
Обязать администрацию МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, предоставить ФИО2 по договору социального найма вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.