Дело N 2-1820/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2012 года г. Дмитров
Дмитровкой городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А. с участием прокурора Мироненко И.М., при секретаре Апреликовой М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитровского городского прокурора в интересах Российской Федерации к Администрации сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области, Пархоменко А.Л., Я.Г. о признании постановления Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Дмитровский городской прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании постановления Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровыми номерами: N с вида разрешенного использования"для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" незаконным, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям действующего федерального законодательства - п. 2 ст. 7, ст. 78 Земельного кодекса РФ, требованиям Градостроительного кодекса РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N NФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в частности, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования; оспариваемое постановление принято в отношении земельных участков, которые изначально приобретены физическим лицом с целевым назначением "для сельскохозяйственного производства", которое было изменено на "дачное строительство", при этом без образования некоммерческого объединения граждан.
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Администрации сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района в судебном заседании требования не признал, изложив свою позицию в письменном отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д. 135-136), указав, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N N-ФЗ не возлагает на гражданина обязанность вступать в какие либо объединения, при этом предусматривая возможность ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке; указанным законом установлен порядок предоставления земельных участок для ведения дачного хозяйства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, тогда как в данном случае, оспариваемым постановлением изменен вид разрешенного использования земельных участков, предоставленных ранее, и находящихся в настоящее время в частной собственности граждан; решение органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования вынесено в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ " NФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" с учетом публичных слушаний.
Привлеченный в качестве заинтересованного лица Пархоменко А.Л. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, отношение по представленному в суд заявлению не выразил.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица Я.Г., действующий по доверенности ФИО5, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований прокурора, представив в материалы дела в обоснование своих доводов письменные возражения на заявление (л.д. 124-126), в которых указывает, что заинтересованное лицо Я.Г. является собственником 29 земельных участков, выделенных в результате раздела из земельного участка N N и собственником 45 земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N право собственности возникло у Я.Г. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ; оспариваемым прокурором постановлением от ДД.ММ.ГГГГ был изменен вид разрешенного использования земельных участков, при этом Администрацией была соблюдена процедура принятия решения; ссылка прокурора на ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не обоснована; прокуратура обратилась в суд за оспариванием ненормативного акта с нарушением срока на обращение, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации действия собственника в отношении принадлежащего ему имущества не должны нарушать права и охраняемые законом интересы иных лиц, а также противоречить закону. Владение и пользование земельными участками, кроме указанных условий, не должно наносить ущерба окружающей природной среде.
Собственником земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровыми номерами N, Пархоменко А.Л. было принято решение об изменении вида разрешенного использования земельных участков "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства", в связи с чем с соответствующим заявлением он обратился в Администрацию с/п Габовское Дмитровского муниципального района Московской области.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района было вынесено постановление N "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровыми номерами: N, с вида разрешенного использования"для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" (л.д. 24,25).
Указанное постановление было вынесено в пределах компетенции Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района, что подтверждается Уставом муниципального образования сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области, принятого ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40-79), Положением о порядке изменения вида разрешенного использования и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, утвержденным решением Совета депутатов "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 34-39).
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В силу статьи 7 ЗК РФ одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в соответствии с указанным назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо отметить, что порядок принятия решения об изменении разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в настоящее время федеральным законодательством не определен.
В связи с этим, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N NФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующих норм федерального законодательства.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации запрет на использование в иных целях земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен только в отношении особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, учитывая изложенное, до установления федеральным законодательством порядка изменения разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение разрешенного использования таких земельных участков, за исключением особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, может осуществляться решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N N-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Исходя из смысла положений статей 28, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение публичных слушаний направлено на обеспечение соблюдения баланса публичных интересов и обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, по итогам публичных слушаний, проведенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, комиссией дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что по итогам публичных слушаний принято решение об изменении вида разрешенного использования принадлежащих по праву собственности гр. Пархоменко А.Л. земельных участков с вида разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" (л.д. 26-32).
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором постановление Главы с/п "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, вынесенное на основании постановления Администрации с/п Габовское N от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д. 130); постановления администрации с/п Габовское N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-32); заключения о результатах публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N N (л.д. 129), т.е. по итогам публичных слушаний, проведенных в соответствии с требованиями действующего законодательства, не противоречит норма Земельного и Градостроительного кодекса РФ.
Что касается возможности применения положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N NФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N NФЗ), на что ссылается прокурор в обоснование своих доводов, то суд полагает отметить следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N NФЗ указанный Закон регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, в той мере, в какой они не урегулированы земельным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, требования к зонированию территории, определенные гл. III Федерального закона N N, установлены исключительно в целях создания и деятельности садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а в иных случаях подлежат применению нормы земельного и градостроительного законодательства. Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N N-ФЗ граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
Таким образом, учитывая изложенное, в настоящее время собственник земельного участка, не являющийся членом дачного некоммерческого объединения граждан, вправе изменить установленный вид разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования "для дачного строительства" на основании решения органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Таким образом, доводы прокурора, о том, что оспариваемый им ненормативный акт - постановление Главы администрации сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N принят в нарушение требований Федерального закона N NФЗ, основан на неверном толковании норм закона.
Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (п. 15), в заявлении об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в частности должно быть указано, какие решения, действия (бездействия), по мнению заявителя, являются не законными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Однако в представленном в суд заявлении прокурора "данные изъяты", действующего в интересах РФ, об оспаривании вышеуказанного постановления Главы администрации с/п Габовское не указано какие именно права и свободы нарушены, указанные обстоятельства также не были изложены прокурором в ходе судебного разбирательства.
Статьей 256 ГПК РФ предусмотрен срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, который составляет три месяца, со дня когда заявителю стало известно о нарушении прав и свобод.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемое прокурором постановленные было опубликовано в средствах массовой информации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 128); при этом как показал прокурор в ходе судебного разбирательства, администрация Габовского с/п ежемесячно не позднее 05 числа месяца предоставляет в Прокуратуру "данные изъяты" копии постановлений, вынесенных на истекший месяц (л.д. 80).
Таким образом, со дня опубликования оспариваемого постановления в средствах массовой информации до момента обращения прокурора с заявлением об оспаривании Постановления Главы с/п Габовское от ДД.ММ.ГГГГ N прошло более полутора лет, при этом суд учитывает и тот факт, который не оспаривается прокурором, что в целях своевременного прокурорского реагирования, прокуратура "данные изъяты" истребует в органах местного самоуправления ежемесячно копии издаваемых постановлений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, о восстановлении которого заявителем в ходе судебного разбирательства не заявлено, как и об уважительности причин пропуска срока, что также является основанием для отказа в удовлетворении заявления в силу положений пункта 2 статьи 256 ГПК РФ.
Таким образом, оценивая в совокупности все обстоятельства данного дела, представленные доказательства, с учета анализа вышеприведенных норм закона, суд не находит оснований для удовлетворения требований "данные изъяты" городского прокурора о признании постановления Главы администрации "данные изъяты" Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным, в связи с чем полагает в удовлетворении заявления отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254-257, п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Дмитровского городского прокурора в интересах РФ о признании постановления Главы сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровыми номерами: N, с вида разрешенного использования"для сельскохозяйственного производства" на вид разрешенного использования "для дачного строительства" незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда В.А. Князева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.