Решение Бакчарского районного суда Томской области от 05 июня 2012 г. по делу N 2-1120/12
(Извлечение)
Бакчарский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Быкова О.В.,
при секретаре Вельматкиной Т.В.,
с участием: помощника прокурора Бакчарского района Саенко А.Ю.
истца Д.С.А.
представителя Администрации Бакчарского района Киселевой Л.С. (по доверенности N849 от 01.06.2012)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1120/12 по иску прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Д.С.А. к администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области, Администрации Бакчарского района Томской области, Администрации Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском в интересах Д.С.А. к администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области, Администрации Бакчарского района Томской области, Администрации Томской области с требованием обязать ответчика предоставить вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, не ниже установленных социальных норм.
Истец в обоснование исковых требований указал, что Д.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей. В настоящее время она нигде не обучается. Её мать Д.С.А. решением Бакчарского районного народного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец записан со слов матери. Д.С.А. закрепленного за ней жилья, а также жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеет, вынуждена самостоятельно обеспечивать себя жильем. Истец полагает, что как ребенок-сирота, она имеет право вне очереди быть обеспеченной жилым помещением по договору социального найма, которое обязана предоставить администрация Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области.
В судебном заседании помощник прокурора Саенко А.Ю. и истец Д.С.А. исковые требования поддержали.
Ответчик, администрация Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направила, представила отзыв, в котором исковые требования признала, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик, Администрация Томской области, извещенная о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представителя в суд не направила, представила отзыв, в котором исковые требования не признала, считает привлечение ее к участию в деле в качестве ответчика необоснованным, так как в силу статьи 1 Закона Томской области от 11.09.2007 N188-ОЗ "О наделении органов местного управления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения по окончанию их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Бакчарского района Томской области Киселева Л.С. исковые требования признала и показала, что за Д.С.А. было закреплено жилье в "адрес", но из-за аморального образа жизни матери оно пришло в негодность. При назначении опеки за несовершеннолетней закреплялось жилье опекуна по адресу: "адрес", но опека была прекращена из-за состояния здоровья опекуна. Опекун А.Ф.М. ставила ее на очередь для получения жилья. Закрепленного жилья за истицей нет.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области и Администрации Томской области.
Рассмотрев материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
К лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области N 28-ОЗ от 19.08.1999 года "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.
В силу ст. 5 указанного Закона, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Томской области.
Частью 1 статьи 1 Закона Томской области N 188-ОЗ от 11.09.2007 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу ч.1 ст.3 данного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.
В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч. 2 ст. 3 Закона).
В судебном заседании установлено, что Д.С.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, не имеющей закрепленного за ней жилого помещения. Её мать Д.С.А. решением Бакчарского районного народного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Отец записан со слов матери. Жилья в собственности или найме у нее нет.
Изложенное подтверждается следующими доказательствами.
Согласно свидетельству о рождении I - ОМ N606337 от ДД.ММ.ГГГГ Д.С.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Родители: мать Д.С.А., отец Д.В.А..
Согласно решению Бакчарского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, Д.С.А. лишена родительских прав в отношении дочери Д.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с постановлением Администрации Бакчарского района N от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетняя Д.С.А. передана под опеку А.Ф.М.
Согласно постановлению Администрации Бакчарского района от ДД.ММ.ГГГГ, А.Ф.М. освобождена от обязанностей опекуна Д.С.А. по состоянию здоровья.
Согласно постановлению Администрации Бакчарского района от ДД.ММ.ГГГГ, Д.С.А. передана в приемную семью К.С.А.
Как следует из справки отдела образования Администрации Бакчарского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Д.С.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать несовершеннолетней лишена родительских прав, отец записан со слов матери.
Согласно приказу N от ДД.ММ.ГГГГ Д.С.А. отчислена из ОГОУ СПО "Томский индустриальный техникум" за академическую неуспеваемость с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке N28 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Поротниковского сельского поселения, Д.С.А. поставлена на очередь для получения муниципального жилья за N23.
Согласно справке администрации Поротниковского сельского поселения, жилое помещение по адресу: "адрес" "адрес" в реестре муниципальной собственности не значится, и в собственность поселения не передавалось.
Согласно сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 27.01.2012, справки ОГУП "ТОЦТИ" от 25.04.2012, отсутствуют данные о наличии недвижимого имущества, зарегистрированного за Д.С.А.
Указанные нормы закона и установленные в судебном заседании обстоятельства, являются основанием для удовлетворения исковых требований Д.С.А. и обязании администрации Поротниковского сельского поселения предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Бакчарского района Томской области в интересах Д.С.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области предоставить Д.С.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, жилой площадью не менее установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда Томской области.
Судья Быков О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.