Решение Каргасокского районного суда Томской области от 04 июля 2012 г.
(Извлечение)
Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,
с участием истца помощника прокурора Каргасокского района Томской области Голещихина В.С.,
представителя ответчика МО "Каргасокский район" Тимохина В.В., действующего на основании доверенности,
при секретаре Соколовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в Каргасокский районный суд с иском к Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий, указывая (с учетом уточненных исковых требований) на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В нарушение требований указанного закона вход в здание, в котором расположены Дополнительный офис N Филиала Газпромбанка в "адрес" и Парабельский отдел Управления Росреестра по "адрес", находящееся в "адрес", не оборудован в соответствии с перечисленными нормами с учетом требований доступности для инвалидов.
Данное обстоятельство подтверждается актом проверки проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ.
Тем самым нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности.
Нежилое здание, в котором расположены указанные учреждения, находится в собственности МО " "адрес"".
Помещения, в которых расположены Дополнительный офис N Филиала Газпромбанка в "адрес" и Парабельский отдел Управления Росреестра по "адрес", находящиеся в "адрес", переданы указанным учреждениям по договорам аренды, заключенным с Администрацией Каргасокского района.
Просил суд обязать Администрацию Каргасокского района в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать вход в нежилое здание, расположенное в "адрес", ведущий в помещения Филиала Газпромбанка в "адрес" и Управления Росреестра по "адрес", пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание.
В ходе рассмотрения иска прокурора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Газпромбанк (ОАО) и Парабельский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.
В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Голещихин В.С. поддержал заявленные требования, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Тимохин В.В. исковые требования не признал, указав, что истцом не приведены правовые основания возложения на Администрацию Каргасокского района обязанности оборудовать пандусом и поручнями вход в помещения, занимаемые Газпромбанком и Управлением Росреестра. Пояснил, что помещениями, расположенными в здании по "адрес", на основании различных договоров пользуются четыре организации социальной инфраструктуры. В здание имеется два входа с разных сторон. В одной части здания, имеющего один вход, находятся помещения, которые занимают Управление образования, опеки и попечительства и Управление Пенсионного фонда, с другой стороны здания, имеющего другой вход - "Газпромбанк" и Управление Росреестра. "Газпромбанк" и Управление Росреестра занимают помещения на основании договоров аренды. Согласно условиям договора аренды, производить неотделимые улучшения арендаторы обязаны только с разрешения арендодателя. Даст ли Администрация Каргасокского района согласие на установку пандуса и поручней у входа в здание, он сказать не готов, но считает, что устанавливать пандус обязаны организации, которые эксплуатируют помещения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
В прошлом судебном заседании представители третьих лиц Парабельского отдела Управления Росреестра по Томской области Дементьева ОА. и ОАО "Газпромбанк" Щедрин А.В., действующие на основании доверенностей, пояснили, что вход в помещения, занимаемые организациями, пандусом и поручнями не оборудован.
Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)? Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" от 10.09.2003 N 109-ОЗ в Томской области обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признается приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. Социальная защита инвалидов в Томской области осуществляется исходя из адресного и рационального использования бюджетных средств, обеспечения равных возможностей и общедоступности мероприятий по социальной защите инвалидов.
На основании п.п. 2, 5 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.2 вышеназванного Закона Томской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся: административные здания и сооружения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
На основании положений ст. 16 Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области" исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур? Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.
В п. 2, 3 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 N 689-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "Город Зеленогорск" Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указано, что согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19)? Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры? Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления? Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации?
В п.п. 3.13, 3.14 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73 указано, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу? Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Из акта проверки исполнения законодательства об охране прав инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Каргасокского района проверено соответствие входа в нежилое здание, расположенное в "адрес", ведущего в помещения, переданные в аренду Филиалу Газпромбанка в "адрес" и Управлению Росреестра по "адрес", требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73. В результате проверки установлено, что вход в указанное здание не оборудован в соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" с учетом требований доступности для инвалидов, а именно крыльцо здания имеет ступени, но не имеет пандуса и поручней (л.д. "данные изъяты").
Из фотографии входа в помещения Филиала Газпромбанка в "адрес" и Управления Росреестра по "адрес" видно, что пандус и поручни на наружной лестнице при входе отсутствуют (л.д. "данные изъяты").
Из вышеизложенного следует, что нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности.
В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателю МО " "адрес"" принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения N, расположенные в "адрес"; административное нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", пом. N (л.д. "данные изъяты").
Сообщение Главы "адрес" района подтверждает, что нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности МО " "адрес"" (л.д. "данные изъяты").
На основании ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Согласно договору N на сдачу Комитетом по управлению муниципальным имуществом "адрес" в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению муниципальным имуществом "адрес", впоследствии Администрация Каргасокского района, предоставило КБ ГП "Газпромбанк" ("Газромбанк" (Открытое акционерное общество)) помещение, расположенное по адресу: "адрес" для использования под офис. Общая площадь сдаваемых в аренду помещений "данные изъяты". (л.д. "данные изъяты").
В подп. 1.6 п. 1 договора указано, что неотделимые улучшения арендуемого имущества производятся Арендатором только с разрешения Арендодателя. Стоимость таких улучшений возмещению не подлежит. В подп. 2.2.3 п. 2.1 договора указано, что Арендатор не вправе производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений без письменного разрешения Арендодателя (л.д. "данные изъяты").
Согласно договору N на аренду объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в собственности Каргасокского района от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Каргасокского района предоставила Управлению Федеральной регистрационной службы по "адрес" (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес") в аренду нежилые помещения, находящиеся на первом этаже двухэтажного кирпичного здания, общей площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес" под офис (л.д. "данные изъяты").
В подп. 2.3.5 договора указано, что Арендатор обязуется не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений, вызываемых потребностями Арендатора без письменного разрешения Арендодателя и Балансодержателя (л.д. "данные изъяты").
Таким образом, в силу вышеназванных положений закона и договоров аренды арендаторы "Газпромбанк" (ОАО) и Управление Росреестра, как пользователи помещений, принадлежащих на праве собственности ответчику, не вправе производить какие-либо перепланировки, переоборудования, переустройства, в том числе установку пандуса и поручней, без предварительного разрешения собственника.
В судебном заседании из пояснений представителя Администрации Каргасокского района следует, что разрешение собственника здания на проведение неотделимых улучшений в виде пандуса и поручней на день рассмотрения иска в суде не получено.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что МО " "адрес"", в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности административного нежилого здания, в том числе, обязано провести реконструкцию крыльца, ведущего в помещения, занимаемые Филиалом Газпромбанка в "адрес" и Управлением Росреестра по "адрес", оборудовав вход пандусом и поручнями.
Соглашаясь с требованиями прокурора к Администрации Каргасокского района, суд учитывает так же то обстоятельство, что МО " "адрес"", как собственник указанного нежилого административного здания, предоставляет помещения в здании в пользование только учреждениям социальной инфраструктуры.
И, кроме того, в силу вышеуказанного Закона Томской области "О социальной поддержке инвалидов в Томской области", меры социальной поддержки инвалидов являются, в данном случае, расходными обязательствами бюджета МО " "адрес"".
Согласно сообщений архитектора МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ первый этаж кирпичного двухэтажного административного здания, расположенного по "адрес" разделен на две группы помещений. Каждая группа помещений имеет собственный вход с улицы. Переход из одной группы внутри здания возможен только через лестничные клетки и сквозной коридор второго этажа. Существующая планировка здания не позволяет посетителям попасть во все организации, занимающие первый этаж, используя только один вход. Один входной узел оборудован пандусом, каких-либо технических препятствий для оборудования пандусом второго входного узла нет. (л.д. "данные изъяты").
Сообщение архитектора МО " "адрес"" свидетельствует о том, что имеется техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Администрацию Каргасокского района оборудовать вход в нежилое здание, расположенное по адресу: "адрес", ведущий в помещения, переданные в аренду Филиалу Газпромбанка в "адрес" и Управлению Росреестра по "адрес", пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73 в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.