Решение Стрежевского городского суда Томской области от 28 июня 2012 г. по делу N 2-464/2012
(Извлечение)
Стрежевской городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи - Чижикова Д.А.,
при секретаре - Шкорлухановой А.Г.,
с участием истца - Ч.Е.А.,
представителя ответчика - Костаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Стрежевом гражданское дело N2-464/2012 по иску Ч.Е.А. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области об обязании выдать сертификат на материнский капитал,
УСТАНОВИЛ:
Истица Ч.Е.А. обратилась в Стрежевской городской суд с иском к ответчику ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области об обязании выдать сертификат на материнский капитал.
В исковом заявлении истица указала, что первый ребенок был рожден ею ДД.ММ.ГГГГ, второй ребенок рожден ДД.ММ.ГГГГ. Обратившись к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения второго ребенка, истица получила отказ по причине отсутствия законных оснований, так, истицей предоставлена справка о рождении первого ребенка, а не свидетельство о рождении.
Истица просит суд обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Томской области в г.Стрежевой выдать ей сертификат на материнский капитал.
В судебном заседании истица Ч.Е.А. исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что согласно Правил подачи заявлений о выдаче государственного сертификата, к заявлению о выдаче сертификата, прикладывается документ, подтверждающий рождение ребенка. Истицей в Пенсионный фонд представлена справка о рождении, поскольку свидетельство о рождении на первого ребенка она не получала. В связи с тем, что первый ребенок ДД.ММ.ГГГГ родился мертвым, ответчик отказал в выдаче сертификата. Истицей не отрицается, что ребенок родился мертвым, данное медицинское заключение истицей не оспаривалось.
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Томской области в г.Стрежевом Костарева О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что Конституционный суд РФ сформировал позицию, в связи с которой в случае рождения ребенка мертвым право на материнский капитал не считается возникшим. Согласно правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, при обращении за получением сертификата, необходимо представить реквизиты свидетельства о рождении. Свидетельство о рождении на ребенка, родившегося мертвым, не выдается.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона N256 -ФЗ от 29.12.2006г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей" (далее Закон N256-ФЗ) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных названным Федеральным законом.
Согласно преамбуле Закона N256-ФЗ, закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Положения закона, содержащиеся в иных статьях названного закона, также свидетельствует о распространении соответствующих мер государственной поддержки лишь семьям, имеющие детей (п.1 ст.1, под.1 ст.2 Закона N256 -ФЗ от 29.12.2006г.).
Указанный закон направлен на выход из неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.
Из подп.1 п.1 ст.3 Закона N256-ФЗ следует, что к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности относятся женщины родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 01.01.2007г. Право на дополнительную поддержку у названных женщин возникает при рождении (усыновлении) второго ребенка и может быть реализовано ими не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) этого ребенка (п.7 ст.3 Закона N256-ФЗ).
В соответствии с п.п.8 п.2 ст.4 Закона N256-ФЗ при подаче заявления на выдачу сертификата лицо должно предоставить сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельство о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (п.1 ст.4).
В регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения), реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство. Ведение такого регистра государственных сертификатов осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами. Данные сведения вносятся в регистр на основании свидетельства о рождении.
Из положении ч.1 ст.20 Федерального закона от 15.11.1997 N143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" следует, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
Таким образом, анализируя вышеуказанные положения закона, системное и буквальное толкования норм Закона N256-ФЗ от 29.12.2006 года, суд приходит к выводу о том, что меры государственной поддержки семей предоставляются лишь семьям, имеющим двух и более детей. Дополнительные меры государственной поддержки предоставляются тогда, когда воспитывается не менее двух рожденных (усыновленных) детей, один из которых родился, начиная с 01.01.2007г.
Женщина, родившая второго ребенка после 01.01.2007г. в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми права на получение дополнительной государственной поддержки не имеет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у истицы Ч.Е.А. родился ребенок. Согласно справке о рождении N519 от ДД.ММ.ГГГГ ребенок родился мертвым.
ДД.ММ.ГГГГ у истицы родился второй ребенок Ч.Т.Д,, что подтверждается свидетельством о рождении, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
16 апреля 2012г. истица обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевом Томской области с заявлением о выдаче ей сертификата на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области N95 от 12.05.2012 истице Ч.Е.А. отказано в выдаче соответствующего сертификата, в связи с отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.
Факт рождения истицей мертвого ребенка не оспаривался в судебном заседании, и суд считает его установленным и подтвержденным справкой N519 от ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство о рождении первого ребенка "данные изъяты" не выдавалось.
В связи с рождением мертвого ребенка свидетельство о рождении не выдавалось, поэтому требуемые законом сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что сам факт рождения ребенка, не порождает право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Таким образом, суд приходит к выводу, что для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного Законом N256-ФЗ от 29.12.2006г., недостаточно наличие факта рождения ребенка, но необходимо наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки. Право на получение государственного сертификата на материнский капитал возникает не из количества (числа) рождений детей, а из факта наличия (живых) рожденных детей при обращении в Пенсионный орган за выдачей указанного сертификата.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск "данные изъяты" к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.Стрежевой Томской области об обязании выдачи сертификата на материнский капитал, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Томский областной суд через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Д.А. Чижиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.