Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего-судьи Томского районного суда Камыниной С.В.,
при секретаре Незнановой А.Н.,
с участием
помощника прокурора Томского района Томской области Ершова О.С.,
представителей ответчика Литвинова С.В.,
Жбанкова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело N2-594/2012 по иску прокурора Томского района Томской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" о понуждении обеспечить соответствие воды жителям "адрес" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01,
УСТАНОВИЛ:
"адрес", действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым требованием к Обществу с ограниченной ответственностью "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" (далее по тексту - ООО "ВИГК") о понуждении обеспечить соответствие воды жителям "адрес" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведенной прокуратурой Томского района проверки соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства на территории "адрес" было установлено, что деятельность ООО "ВИГК" в сфере водоснабжения потребителей питьевой водой не соответствует требованиям действующего законодательства. Так, согласно акту проверки Управления Роспотребнадзора Томской области от .... протоколами исследования питьевой воды в "адрес" установлено, что качество проб питьевой воды из распределительной сети системы хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу "адрес" исследованным санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям санитарных правил (общая жесткость, марганец). Считает, что в нарушение положений ч.4 ст.3 ЖК РФ, ст.157 ЖК РФ, п.1 ст.2, ст.11, ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положений о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.07.200 N554, п.1.3, 1.4, 3.1, 3.3 санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных постановлением Главного государственного врача Российской Федерации N24 от 26.09.2001, ст.18, 42 Конституции РФ, неисполнение ООО "ВИГК" требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу жизни и здоровью граждан как постоянно проживающих на территории "адрес", так и временно пребывающих в указанной местности. Бездействие ООО "ВИГК" по неприятию мер по улучшению качества питьевой воды нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц на обеспечение нормальной жизнедеятельности и сохранение благоприятной окружающей среды. Просит установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Томского района Томской области Ершов О.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика Литвинов С.В., действующий по доверенности от .... сроком действия до ...., и Жбанков А.М., действующий по доверенности от .... сроком действия до ...., в письменном отзыве и в судебном заседании исковые требования прокурора Томского района Томской области не признали. Считают, что прокурор Томского района Томской области не может обратиться в суд с настоящим иском, поскольку он ссылается на законодательство о защите прав потребителей, а потребителем в силу законодательства, является лицо, с которым исполнитель заключил договор предоставления коммунальных услуг, т.е. круг лиц определен, иных оснований, предусмотренных ст.45 ГПК РФ, для обращения в суд прокурора в настоящим иском не имеется. Предоставление коммунальных услуг регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации N307, глава восьмая которого определяет, как доказывается предоставление некачественной услуги, в связи с чем предоставленные прокурором Томского района протоколы и заключения " ФИО10" не являются надлежащими доказательствами. К тому же в части протоколов лабораторных исследований и заключений указано, что вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, в части протоколов по исследованию качества воды указано, что пробы отобрана из скважины, т.е. до процесса очистки, часть протоколов в отношении исследования проб воды, взятых из квартир потребителей, где состояние внутренних инженерных сетей могло повлиять на состояние качества воды. Кроме того, в данных протоколах не указаны условиях хранения данных проб воды. Считают, что прокурором требования заявлены некорректно, из которых невозможно понять какие именно действия должен совершить ответчик, что в свою очередь влияет на срок исполнения решения суда, которое должно быть исполнимо в разумный срок. Просят в иске отказать.
Администрация Мирненского сельского поселения и Администрация ЗАТО Северск, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были извещены о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Согласно письменному отзыву за подписью представителя третьего лица Администрации ЗАТО Северск Осиной Ю.А., действующей по доверенности от .... сроком действия до ...., Администрация ЗАТО Северск находит требования прокурора Томского района Томской области обоснованными, поскольку ООО "ВИГК" является организацией, осуществляющей эксплуатацию систем водоснабжения и деятельность по обеспечению питьевой водой населения "адрес" и обязано обеспечить надлежащее качество питьевой воды, подаваемой системами водоснабжения, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (общая жесткость, марганец). Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации ЗАТО Северск.
На основании ст.167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч.1 ст.17 Конституции РФ).
В силу положений ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 52 - ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом факторами среды обитания являются: - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N52 - ФЗ от 30.03.1999 органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N52 - ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Из ст. 19 Федерального закона N 52 - ФЗ от 30.03.1999 года следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 554 от 24.07.2000 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 15.09.2005 N 569) нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно - эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы). Государственные санитарно - эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ N 24 от 26.09.2001 года утверждены санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды систем централизованного водоснабжения. Контроль качества".
Согласно п. 1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) данные Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Из п.п. 1.3, 1.4 Санитарных правил следует, что последние предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана, в том числе с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, и применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 требования Санитарных правил должны выполняться, в том числе, и при эксплуатации систем водоснабжения. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В соответствии с п. 3.1 Санитарных правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Таким образом, действующее законодательства возлагает на организации всех форм собственности, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе соответствие качества питьевой воды Санитарным правилам. При этом организации, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Судом установлено, что ООО "ВИГК" является юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц .... ( N), осуществляющим в том числе и такую деятельность как оказание коммунальных услуг, включая водоснабжение, что подтверждается п.2.2 Устава ООО "ВИГК", свидетельством о постановке на учет в налоговом органе от .....
Частью 1 ст.606 Гражданского кодекса РФ установлено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из договора аренды N муниципального имущества - сетей инженерно-технического обеспечения, зданий и сооружений, используемых в процессе оказания коммунальных услуг от .... следует, что Администрация ЗАТО Северск предоставила в аренду ООО "ВИГК" сети инженерно-технического обеспечения, здания и сооружения, оборудование, расположенные в "адрес", для оказания услуг по горячему водоснабжению, отоплению, водоотведению, водоснабжению.
Согласно акту приема-передачи от ...., а также перечню имущества, расположенного по адресу "адрес" ответчику передано в аренду имущество, в том числе, водонапорная башня, артезианская скважина, водопроводная сеть от артезианской скважины (стальные водоводы).
Представители ООО "ВИГК" в судебном заседании признали факт осуществления деятельности по водоснабжению населенного пункта "адрес"
Суд считает установленным, что ООО "ВИГК" является организацией, осуществляющей эксплуатацию систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в "адрес" и деятельность по обеспечению питьевой водой в данном населенном пункте, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно исковому заявлению, поставляемая ответчиком потребителям "адрес" вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
ФИО12 13.09.2011 выписано предписание N, согласно которому при проведении внеплановой проверки по жалобе на качество питьевой воды в "адрес" выявлены нарушения санитарного законодательства, обязал ООО "ВИГК" довести качество питьевой воды (общая жесткость) до требований санитарных норм, что следует из предписания N от .....
Вместе с тем, согласно экспертному заключению по протоколам лабораторных исследований N, проведенных .... ФБУЗ " ФИО10", выявлено несоответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Согласно протоколу лабораторных исследований N от ...., жесткость воды в пробах воды, отобранных в распределительной сети системы хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу "адрес" превышает предельно допустимый уровень (общая жесткость - .... мг-экв/дм3 против допустимого .... мг-экв/дм3). Превышение предельно допустимого уровня общей жесткости выявлено протоколом лабораторных исследований N от .... в пробах воды, отобранных в распределительной сети системы хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу "адрес" Так, общая жесткость - ....экв/дм3 против допустимого ....-экв/дм3.
Согласно пояснениям представителей ответчика в судебном заседании, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, ООО "ВИГК" была произведена замена фильтрующего материала в осветительных фильтрах N и N.
Однако, согласно протоколам лабораторных исследований проб питьевой воды (экспертное заключение по протоколам лабораторных исследований N от ...., N от ...., N от ....), отобранных ФБУЗ " ФИО10" после произведенной ООО "ВИГК" замены фильтрующего материала, перед поступлением в распределительную сеть и из распределительной сети по адресу "адрес", выявлено несоответствие качество пробы питьевой воды из системы хозяйственно-питьевого водоснабжения требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Так, согласно протоколу лабораторных исследований N от .... жесткость общая, марганец в пробах, отобранных из системы хозяйственно-питьевого водоснабжения "адрес" - перед поступлением в распределительную сеть превышают предельно допустимый уровень (жесткость общая .... мг-экв/дм3 против допустимого .... мг-экв/дм3, марганец - .... мг/дм3 против допустимого .... мг/дм3). Согласно протоколу лабораторных исследований N от .... жесткость общая в пробах, отобранных из распределительной сети сиситемы хозяйственно-питьевого водоснабжения по адресу "адрес", превышает предельно допустимый уровень (жесткость общая .... мг-экв/дм3 против допустимого .... мг-экв/дм3).
Представленные стороной ответчика протоколы испытаний N от ...., N от ...., N от .... по отбору проб воды, поставляемой ООО "ВИГК", выполненной ОГБУ " ФИО16" по мнению суда, свидетельствуют лишь о нестабильности качества поставляемой ответчиком питьевой воды.
Согласно пояснениям представителя ответчика Литвинова С.В., ООО "ВИГК" не может постоянно поддерживать качество воды в соответствии с санитарными требованиями, исходя из состояния оборудования.
Довод стороны ответчика о том, что лабораторные исследования питьевой воды были проведены из проб, взятых непосредственно в квартирах потребителей, в то время как ООО "ВИГК" поставляет питьевую воду только до ввода в дом, не принимается судом во внимание, поскольку доказательств того, что вода могла изменить и изменила свои показатели при прохождении по водопроводной сети жилого дома и стороной ответчика не представлено. Вместе с тем, согласно лабораторным исследованиям показатель жесткости воды перед поступлением в распределительную сеть также превышает предельно-допустимую норму.
Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу п.5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности (п.6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Лабораторные испытания по исследованию качества питьевой воды, поставляемой ООО "ВИГК" жителям "адрес", были проведены в государственном учреждении - Федеральном бюджетном учреждении здравоохранения " ФИО10" по предписанию ФИО12 не доверять заключениям которого у суда оснований не имеется.
В связи с вышеизложенным, довод стороны ответчика о том, что представленные истцом доказательства исследования воды, проведенные ФБУЗ " ФИО10" являются ненадлежащими доказательствами несоответствия качества поставляемой воды потребителям требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд находит несостоятельным.
Таким образом, суд считает установленным, что ООО "ВИГК" осуществляя эксплуатацию систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения потребителей в "адрес" поставляет воду не соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно списку жителей - потребителей питьевой воды ООО "ВИГК" в "адрес" представленного стороной ответчика, по состоянию на .... года, .... человек являются потребителями питьевой воды, поставляемой ООО "ВИГК".
Однако, согласно пояснению представителей ответчика это только те лица, с которыми заключены договоры о предоставлении коммунальных услуг по водоснабжению.
Вместе с тем, суд полагает обоснованным довод представителя прокурора о том, что в данном случае потребителями питьевой воды, поставляемой ООО "ВИГК", являются не только лица, с которыми заключен соответствующий договор водоснабжения, но и их гости, временные жильцы, поднаниматели, иные посторонние лица. Следовательно, отследить круг лиц, являющихся потребителями питьевой воды, поставляемой ООО "ВИГК" не представляется возможным. В связи с чем, прокурор Томского района в праве в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с соответствующим иском в защиту неопределенного круга лиц. Таким образом, довод стороны ответчика о том, что прокурор не вправе обращаться с настоящим иском, суд находит несостоятельным.
На основании вышеизложенного, суд полагает требование прокурора о понуждении ООО "ВИГК" обеспечить соответствие воды жителям "адрес" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, основанным на законе и подлежащим удовлетворению.
Довод стороны ответчика о том, что из исковых требований не явно какие действия необходимо совершить ответчику, суд полагает несостоятельным, поскольку ответчик как хозяйствующий субъект должен самостоятельно определять, каким образом он будет исполнять требования санитарных норм, вмешательство в хозяйственную деятельность с указанием конкретных действий в данном случае не соответствовало бы закону.
Согласно подп. б п.49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" исполнитель обязан предоставить потребителю услуги соответствующего качества.
Пунктом 4 ст.13 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Законодательством не предоставлено право организациям, эксплуатирующим системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поставлять воду ненадлежащего качества, в связи с чем суд полагает, что предоставление отсрочки исполнения решения суда в два месяца со дня вступления решения в законную силу не имеется оснований, тем более, что стороны не обосновали необходимость в такой отсрочке.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Восточная Инвестиционная Газовая Компания" обеспечить соответствие воды жителям "адрес" требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
В установлении ответчику двухмесячного срока со дня вступления решения в законную силу для совершения указанных в предыдущем абзаце действий отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий -
Судья Томского районного суда Камынина С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.