Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего: Братухина В.В.,
судей: Медведевой И.А. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Обшиярского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл Веденькина В.В. на решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 года, которым постановлено:
уточненные исковые требования Волжского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" Волжского района Республики Марий Эл предусмотреть в номенклатуре и объеме создаваемых в целях гражданской обороны запасов перечень средств индивидуальной защиты.
Обязать администрацию муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" Волжского района Республики Марий Эл создать запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств в соответствии с номенклатурой.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волжский межрайонный прокурор обратился в Волжский городской суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" Волжского района Республики Марий Эл (далее администрация МО "Обшиярское сельское поселение"). В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о гражданской обороне и противодействии терроризму выявлены нарушения закона в деятельности администрации МО "Обшиярское сельское поселение".
В нарушение требований абз.1 ст.1, ч.ч.1 и 2 ст.4 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ О гражданской обороне", п. 4 Положения "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденного Постановлением Правительства РФ N379 от 27 апреля 2000 года, определенная постановлением МО "Обшиярское сельское поселение" N16 от 18 февраля 2010 года "О создании и содержании в целях гражданской защиты запасов материально-технических, продовольственных и иных средств на территории муниципального образования "Обшиярское сельское поселение" Волжского муниципального района" номенклатура запасов материально-технических, продовольственных и иных средств не содержит фактическое наименование запасов, их единицу измерения и количество создаваемых запасов в целях гражданской обороны. Кроме того, администрацией МО "Обшиярское сельское поселение" не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской.
Поскольку в силу абз.7 ч.2 ст.8 ФЗ "О гражданской обороне" на органы местного самоуправления возлагается обязанность создать и содержать в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, просит обязать администрацию МО "Обшиярское сельское поселение" определить номенклатуру и объем создаваемых в целях гражданской обороны запасов, и создать запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств в соответствии с указанной номенклатурой.
В судебном заседании прокурор требования уточнил, просил обязать ответчика предусмотреть в номенклатуре и объеме создаваемых в целях гражданской обороны запасов перечень средств индивидуальной защиты, создать запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств в соответствии с номенклатурой.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Обшиярского сельского поселения просит решение отменить, ссылаясь на то, что согласно Методическим рекомендациям органам местного самоуправления по реализации ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" те задачи, которые возложены решением суда на поселение, отнесены к задачам федерального уровня. Судом при разрешении дела не учтены в полной мере представленные ответчиком доказательства выполненных мероприятий в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций.
Заслушав объяснения главы администрации Обшиярского сельского поселения Веденькина В.В., просившего решение суда отменить, прокурора Назарова А.А., просившего решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
Общественные отношения в сфере гражданской обороны регулируются нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года N28-ФЗ "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с абз.1 ст.1 указанного Федерального закона гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктами 1 и 2 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона установлено, что организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Положениями п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В обоснование доводов жалобы глава администрации МО "Обшиярское сельское поселение" ссылается на то, что нормы ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не возлагают напрямую на муниципальные образования - поселения обязанность по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Судебная коллегия отклоняет данный вывод и отмечает следующее.
В силу норм ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно п.2 ст.8 ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Таким образом, поскольку нормами ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не определен конкретный круг полномочий поселений в области гражданской бороны, установленных п.2 ст.8 ФЗ "О гражданской обороне", то исходя из принципа самостоятельности местного самоуправления по решению вопросов местного значения, муниципальные образования - поселения вправе принимать решения по вопросам гражданской обороны исходя из местных интересов, в том числе по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Судом установлено, что 18 февраля 2010 года администрацией МО "Обшиярское сельское поселение" утверждено постановление N16 "О создании и содержании в целях гражданской защиты запасов материально-технических, продовольственных и иных средств на территории МО "Обшиярское сельское поселение". Данным постановлением определена номенклатура и объем создаваемых в целях гражданской обороны запасов (приложение N1). Однако фактически в данном приложении отсутствуют сведения о создаваемых запасах, что не позволяет определить наименование, единицу измерения и количество создаваемых запасов в целях гражданской обороны на территории МО "Обшиярское сельское поселение".
В судебное заседание 12 апреля 2012 года было предоставлено постановление главы администрации Обшиярского сельского поселения от 29 марта 2012 года N19, которым определена номенклатура и объем создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, и иных средств, постановлено заключить соглашения с предприятиями и организациями о поставке товаров (выполнение работ, оказание услуг) для указанных целей, признать утратившим силу вышеуказанное постановление от 18 февраля 2010 года.
Вместе с тем, приняв такое решение, органы местного самоуправления не могут действовать произвольно, без учета существующего нормативно-правового регулирования данных отношений, на что правильно указал суд, поскольку информация о накопленных запасах подлежит учету в органах исполнительной власти субъектов РФ в целях организации гражданской обороны согласно п. 7 Положения "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", утвержденного Постановлением Правительства РФ N379 от 27 апреля 2000 года (далее Положение). Аналогичное требование содержится в Постановлении Правительства Республики Марий Эл от 15 июня 2007 года N 155 (ред. от 26.03.2012) "О создании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в Республике Марий Эл".
В п. 4 Положения установлено, что номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами.
Суд правильно установил и не оспаривается администрацией МО "Обшиярское сельское поселение", что в номенклатуре, являющейся приложением к постановлению 04 апреля 2012 года N24, не предусмотрены средства индивидуальной защиты (конкретные изделия).
В нарушение требований п. 5 Положения в постановлении от 29 марта 2012 года N19 и представленных соглашениях с предприятиями и организациями о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для нужд муниципального образования, необходимых в целях гражданской обороны, не определены места хранения соответствующих резервов, из чего не следует соблюдение принципа заблаговременности создания запасов.
В соглашениях о поставках товаров указано лишь на то, что Поставщик согласен при возникновении чрезвычайных ситуаций поставить для нужд муниципального образования товар согласно спецификации.
При этом из заявления прокурора не следует, что он требовал от администрации МО "Обшиярское сельское поселение" создания собственных мест хранения запасов.
Ссылка в апелляционной жалобе на "Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденные МЧС РФ, подлежат отклонению, поскольку в разделе 1 данных рекомендаций указано, что для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, настоящие Методические рекомендации по своей правовой природе не являются нормативным правовым актом, носят рекомендательный характер.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.
Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Республики Марий Эл от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Обшиярского сельского поселения Волжского района Республики Марий Эл Веденькина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Братухин В.В.
Судьи Медведева И.А.
Салихова Э.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.