Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Пузыревой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2012 года, по которому постановлено исковые требования Иванова В.Н. удовлетворить. Признать за Ивановым В.Н. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле включить в специальный трудовой стаж Иванова В.Н. период службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 28 октября 1984 года по 28 ноября 1986 года в льготном исчислении, из расчета один день военной службы за два дня работы, что составляет 4 года 2 месяца 2 дня. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле назначить Иванову В.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения - с 10 августа 2011 года. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле в пользу Иванова В.Н. расходы по оплате государственной пошлины за обращение в суд в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл (далее - ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле), в котором просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, возложить обязанность включить в специальный трудовой стаж период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 28 октября 1984 года по 28 ноября 1986 года в льготном исчислении, из расчета один день военной службы за два дня работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле, то есть с 10 августа 2011 года. В обоснование иска сослался на то, что ответчик отказал ему в назначении требуемой пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей - 25 лет, и из его специального стажа исключен вышеуказанный период службы в рядах Вооруженных Сил СССР. С этим решением пенсионного органа он не согласен, так как в названный спорный период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Данное условие им полностью соблюдено, поскольку его специальный стаж, признанный пенсионным органом на момент подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии 10 августа 2011 года, составляет 24 года 2 месяца 27 дней. Кроме того, согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) включается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Исходя из этого, на момент подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии 10 августа 2011 года он выработал 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в силу подпункта 19 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле о времени и месте рассмотрения жалобы извещено своевременно, о чем имеются сведения в деле, в установленном порядке о необходимости обеспечения участия своего представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомило. В связи с этим судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ - УПФ РФ в г.Йошкар-Оле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Иванова В.Н., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Поэтому суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования по существу, сделал правильный вывод о возможности применения к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на момент службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, а именно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 1, 4 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Иванова В.Н. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 28 октября 1984 года по 28 ноября 1986 года.
С доводами жалобы об отсутствии законных оснований для включения названного спорного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении судебная коллегия согласиться не может.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
При разрешении спора суд первой инстанции верно руководствовался приведенной правовой нормой и обязал ответчика включить в специальный трудовой стаж истца указанный период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву в льготном исчислении. Подробное обоснование выводов суда в данной части изложено в решении, и является правильным.
С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.