Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров Андрей Иванович., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 15 августа 2012 года жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР С. на решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении и.о. главного врача БУЗ УР "Родильный дом N3 Министерства здравоохранения УР" Б.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР N39 от 28 апреля 2012 года и.о. главного врача БУЗ УР "Родильный дом N3 Министерства здравоохранения УР" Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, выразившегося в том, что допустил нецелевое использование средств государственного внебюджетного фонда, полученных в связи с оказанием медицинской помощи женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
По жалобе Б. решением судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28 июня 2012 года постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР N39 от 28 апреля 2012 года отменено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Не согласившись с данным решением, руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Основаниями к отмене решения судьи называются существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а именно следующие.
При рассмотрении дела судьей районного суда не было учтено то, что при переводе в БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" работников с должностей санитарок на должности младших медицинских сестер по уходу за больными, указанные работники не проходили курсы по подготовке младших медицинских сестер и не получали удостоверения установленного образца с присвоением квалификации "младшая медицинская сестра по уходу за больными".
Так же, судья оставил без внимания те обстоятельства, что в соответствии с должностными инструкциями младших медицинских сестер и санитарок в БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" данные работники из числа младшего медицинского персонала не оказывают стационарную медицинскую помощь.
Кроме того, при распределении средств, направленных в БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" на оплату труда медперсоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не учитывались критерии качества оказания медицинской помощи, имеющие значения для определения размеры от распределяемых сумм.
В судебном заседании представитель административного органа К. на удовлетворении жалобы настаивала.
Б. против удовлетворения жалобы возражал.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и доводы жалобу, прихожу к убеждению о том, что при рассмотрении дела судьей Индустриального районного суда г.Ижевска УР допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, в связи со следующим.
В соответствии с ч.2 ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу следует, что исполняющему обязанности главного врача БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" Б. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.14 КоАП РФ при тех обстоятельствах, что в декабре 2011 года Б. произвел оплату труда санитарок, младших медицинских сестер отделений БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР", не имеющих медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, непосредственно не участвующих в оказании стационарной медицинской помощи женщинам в период родов и послеродовой период в общей сумме 32 789, 71 руб., в нарушение ст.38 Бюджетного кодекса РФ (с нарушением Порядка расходования средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.02.2011 г. N 71н (далее в тексте "Порядок"), что в соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств государственного внебюджетного фонда.
Выводы решения судьи Индустриального районного суда г.Ижевска УР о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о назначении Б. административного наказания по ч.2 ст.15.14 КоАП РФ основаны на том, что без работы по уходу за пациентами, выполняемой младшим медицинским персоналом - санитарками и младшими медицинскими сестрами, невозможно оказание медицинской стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период. Кроме того, не является состоятельной позиция административного органа о том, что лица из числа младшего медицинского персонала не имели право на получение таких выплат, поскольку не имели специального или высшего образования, так как иное лишало бы правового смысла и содержания п.6 указанного выше Порядка, и делало невозможным его применение.
В полной мере с выводами судьи районного суда согласиться не имею возможности.
Так, категории лиц, имеющих право получать оплату труда за счет указанных средств, определены в п.6 Порядка. Лицам из числа младшего медицинского персонала указанные выплаты могут производиться в случае, если они непосредственно оказывают стационарную медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н (раздел IV), должности младшей медицинской сестры по уходу за больными и санитарки относятся к должностям младшего медицинского и фармацевтического персонала.
Исходя из положений п.6 Порядка, работникам, из числа младшего медицинского персонала, за счет средств, перечисленных медицинским организациям на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни возможно производить оплату труда только в случае непосредственного оказания ими стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовый период.
В соответствии с разделом "Стандартизация медицинских услуг" Основных положений стандартизации в здравоохранении, утвержденных приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации N12 и Федерального Фонда обязательного медицинского страхования N2 от 19 января 1998 года медицинская помощь в условиях стационара является разновидностью медицинских услуг, а последней признаются мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно пункту 9 Порядка организации первичной медико-санитарной помощи (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.07.2005 года N 487), стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:
- оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;
- диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского наблюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;
- восстановительное лечение и реабилитацию.
При этом, как следует из функциональных обязанностей санитарок БУЗ УР "Роддом N 3 МЗ УР", возложенных на них должностными инструкциями, обязанностей по непосредственному оказанию стационарной медицинской помощи на них не возлагается.
Позиция оспариваемого решения о том, что без работы по уходу за пациентами, выполняемой младшим медицинским персоналом - санитарками и младшими медицинскими сестрами, невозможно оказание медицинской стационарной помощи женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не имеет значения для решения вопроса о виновности Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.14 КоАП РФ, поскольку условием целевого расходования средств внебюджетного фонда является выплата таких средств персоналу, непосредственно оказывающему медицинскую помощь, а не обеспечивающему возможность оказания такой помощи.
Таким образом, санитарки БУЗ УР "Роддом N 3 МЗ УР" непосредственно не оказывают стационарную медицинскую помощь, что исключает возможность распределения им средств на оплату услуг за счет соответствующих средств Фонда обязательного медицинского страхования. Соответственно, оплата санитаркам БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" за счет средств ФОМС произведена с нарушением целевого назначения денежных средств.
Аналогичная правовая позиция, в части права получения средств ФОМС санитарками медучреждений, высказана Верховным Судом Российской Федерации в пункте 10 раздела "Производство по делам об административных правонарушениях" Обзора законодательства и судебной практики за четвертый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 года.
В соответствии с должностными инструкциями младших медсестер, среди их функциональных обязанностей предусмотрены обязанности по проведению несложных манипуляций - постановка банок, горчичников, пузырей со льдом, всех видов клизм, то есть мероприятий по непосредственному оказанию стационарной медицинской помощи. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оплата труда младших медицинских сестер БУЗ УР "Роддом N 3 МЗ УР" за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования не исключается.
Мнение жалобы о том, что имеются нарушения при переводе санитарок БУЗ УР "Роддом N 3 МЗ УР" на должности младших медсестер, которые препятствуют возможности расходования средств Фонда ОМС на оплату труда младших медсестер, является ошибочным. Во-первых, в круг вопросов органов финансового надзора не входит проверка соблюдения требований трудового законодательства при назначении на должности сотрудников БУЗ УР "Роддом N 3 МЗ УР", а критериями, определяющими право медработников на получение оплаты за счет средств Фонда ОМС являются занимаемая должность и непосредственное оказание медпомощи. Во-вторых, в соответствии с п.6 Раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н, предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности лиц, не имеющих соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и необходимый стаж работы.
Довод жалобы должностного лица административного органа о том, что при распределении средств, направленных в БУЗ УР "Роддом N3 МЗ УР" на оплату труда медперсоналу, оказывающему медицинскую помощь женщинам и новорожденным в период родов и послеродовой период, не учитывались критерии качества оказания медицинской помощи, имеющие значения для определения размеры от распределяемых сумм, не основаны на каких-либо доказательствах. Обстоятельств того, что допускались выплаты в размере 55% поступивших средств, при наличии случаев эклампсии в родах и послеродовом периоде, родового травматизма и других критериев, при которых предусмотрено снижение выплат до 40-54%, в материалах административного дела не приведено.
Таким образом, при рассмотрении дела судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в соответствии со ст.30.7, 30.9 является основанием для отмены решения и возвращении дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Индустриального районного суда г. Ижевска Удмурдской Республики от 28 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Б. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Индустриальный районный суд г.Ижевска УР.
Решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в порядке ст. 30.9-30.10 КоАП РФ не подлежит.
Судья А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.