Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего судьи Погудиной Т. С.,
судей Сметаниной О. Н., Кощеева А. В.,
с участием прокурора Окулова Е. А.,
при секретаре Ковалевой А. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 07 августа 2012г. гражданское дело по апелляционному представлению и.о. камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Храпова А. А. на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 07 июня 2012г., которым постановлено:
Заявление Федерального казенного учреждения исправительная колония N 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кировской области об установление административного надзора и административных ограничений в отношении Стоянова Александра Александровича оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Погудиной Т. С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Кировской области обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении осужденного Стоянова А. А., указав в обоснование, что Стоянов А.А. осужден по приговору "данные изъяты" от "дата". по ч.2 ст.162 УК РФ к "данные изъяты" лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Стоянов А.А. освобождается из ФКУ ИК-25 22.07.2012г. и имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы "дата". признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется не стабильно, имеет 16 дисциплинарных взысканий, из которых в настоящее время 1 не снято и не погашено, не трудоустроен, содержится на обычных условиях отбывания наказания, связь с родственниками поддерживает путем переписки. Просят суд установить в отношении осужденного Стоянова А.А. административный надзор на срок 1 год и административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в п. "адрес"
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласен и.о. камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Храпов А. А., просит его отменить, указывает, что судом необоснованно отказано в установлении административного надзора, поскольку Стоянов А. А. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, за период отбывания наказания допустил злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, имеет 16 взысканий, 3 поощрения, вину за совершенное преступление признал частично. Погашение взыскания не является основанием для отказа в установлении административного надзора.
В возражениях на апелляционное представление прокурора осужденный Стоянов А. А. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении представления отказать.
Осужденный Стоянов А. А. о рассмотрении апелляционного представления прокурора извещен надлежащим образом.
ФКУ ИК-25 УФСИН России по Кировской области о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представитель данного исправительного учреждения в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, выслушав прокурора Окулова Е. А., поддержавшего доводы представления и полагавшего об отмены вынесенного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 261.8 ГПК РФ суд, рассмотрев заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. В решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора.
По смыслу ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- преступления при рецидиве преступлений;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего,
лишь при наличии одного из двух условий: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против общественного порядка и общественной безопасности и (или) здоровья населения и общественной нравственности (ч. 1 и 3 ст. 3 названного Закона).
Таким образом, для установления административного надзора необходима совокупность оснований, указанных в ч. 1 и ч. 3 ст. 3 указанного Закона.
Судом обоснованно установлено и подтверждается материалами дела, что приговором "данные изъяты" от "дата". (с учетом изменений, внесенных постановлением "данные изъяты" от "дата".) Стоянов А. А. осужден за совершение преступления, относящегося в соответствии со ст. 15 УК РФ, к категории к тяжких, по ст. 162 ч. 2 УК РФ к "данные изъяты" лишения свободы со штрафом в размере "данные изъяты" руб. с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Конец срока отбытия данного наказания - "дата".
Из представленной в суд характеристики и листа учета поощрений и взысканий на осужденного следует, что за период отбывания наказания Стоянов А. А. имеет 4 поощрения и 16 дисциплинарных взысканий, одно из которых (от "дата" в установленном порядке не снято и не погашено. "дата" Стоянов А. А. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу ст. 114 ч. 4 УИК РФ, к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.
В соответствии со ст. 116 УИК РФ, злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.
Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.
Осужденный, совершивший указанные в частях первой и второй настоящей статьи нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в","г","д" и "е" части первой статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса.
Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Согласно ст. 117 ч. 8 УИК РФ, если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
Исходя из смысла и содержания указанных норм, следует признать, что обязательным условием признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания является привлечение его к дисциплинарной ответственности за совершение указанных проступков.
Поэтому при погашении указанных взысканий по истечению установленного законом срока давности, осужденный считается не имеющим взысканий с соответствующим прекращением правовых последствий в виде признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая во внимание, что взыскание от "дата"., по которому Стоянов А. А. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в настоящее время погашено и не несет каких-либо правовых последствий для осужденного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" для удовлетворения заявления ФКУ ИК-25 УФСИН России по Кировской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Стоянова А. А.
Кроме того, судом обоснованно указано, что имеющееся у Стоянова А.А. в настоящее время взыскание от "дата". в виде выговора не относится в соответствии со ст. 116 УИК РФ к злостным нарушениям, в соответствии с которыми он может быть признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения по доводам представления не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 07 июня 2012г. - оставить без изменения, а апелляционное представление и.о. камского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Храпова А. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.