Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего Ворончихина В.В.
судей Лысовой Т.В., Моисеева К.В.
при секретаре Калабиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 02 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области на решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 24.05.2012, которым постановлено: исковые требования Южаковой И.Л. удовлетворить частично. Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет средств казны муниципального образования "Верхнекамский район Кировской области" в пользу Южаковой И.Л. денежную компенсацию по оплате за отопление жилого помещения, обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования, потребленную электроэнергию в размере "данные изъяты" коп. Взыскать с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет средств казны муниципального образования "Верхнекамский район Кировской области" в пользу Южаковой И.Л. расходы по оплате госпошлины в размере "данные изъяты" коп. В удовлетворении требований остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Лысовой Т.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Южакова И.Л. обратилась в суд с иском с учетом увеличения исковых требований о взыскании с администрации Верхнекамского района Кировской области за счет казны муниципального образования "Верхнекамский район Кировской области" "данные изъяты" коп. компенсации за отопление жилого помещения, обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования, потребленную электроэнергию. В обоснование требований истец указывает, что работала в "данные изъяты" участковой больнице со "дата". В соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в редакции, действовавшей до 01.01.2005, она пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. За период с "дата" Южаковой И.Л. оплачено за отопление жилья "данные изъяты" коп., за обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования "данные изъяты" руб., за электроэнергию "данные изъяты" коп. В соответствии с Законом Кировской области N 267-ЗО от 03.11.2004 ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в период с "дата" в сумме "данные изъяты" руб. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составила "данные изъяты" коп.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
МКУ Администрация Верхнекамского района Кировской области с решением суда не согласно. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, нормативными актами органов местного самоуправления Верхнекамского района Кировской области установлены меры социальной поддержки фармацевтическим и медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Верхнекамского района в виде частичной компенсации их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение. Южакова И.Л. с заявлением о предоставлении данной меры социальной поддержки не обращалась. Администрация Верхнекамского района Кировской области полагает, что ей были приняты достаточные меры по обеспечению истца соответствующими льготами. По мнению ответчика, ссылка в решении суда на п.2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не обоснованна, довод о возложении на органы местного самоуправления обязанности по сохранению за медицинскими работниками того объема обеспечения, который был установлен ранее не состоятелен. Кроме того, заявитель жалобы считает, что суд необоснованно взыскал денежную компенсацию по оплате расходов истца по обслуживанию и текущему ремонту мест общего пользования в сумме "данные изъяты" руб., поскольку расходы по данной услуге компенсации не подлежат в силу требований ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Южакова И.Л. со "дата" работала медицинской сестрой и акушеркой в сельской местности, в "данные изъяты" участковой больнице МУЗ " "данные изъяты"", уволена по сокращению штатов. В настоящее время находится на пенсии, которую получает с 2005 года.
Из материалов дела видно, что за период с "дата" истец оплатила жилищно-коммунальные платежи (обслуживание и ремонт жилого помещения, отопление и электроэнергию) с учетом полученной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных субъектом РФ, на сумму "данные изъяты" руб. Указанная сумма была взыскана судом в пользу истца.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции относительно размера подлежащей выплате Южаковой И.Л компенсации по оплате за отопление жилого помещения, обслуживание и текущий ремонт мест общего пользования, потребленную электроэнергию.
Суд апелляционной инстанции в соответствии п.1 ст.327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01.01.2005) врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Пунктом 50 ст.35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указанная норма закона признана утратившей силу, ст.62 дополнена частями 4, 5, 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством РФ, те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Законом Кировской области от 03.11.2004 N267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2009, 2010 году установлен 400 рублей ежемесячно, в 2011 году - 460 рублей ежемесячно.
В соответствии с действующим с 01.01.2005 законодательством, обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложен на органы местного самоуправления.
Согласно преамбуле Федерального закона от 22.08.2004 N122-ФЗ при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пункт 1 ст.153 названного закона указывает на то, что лица, имеющие право на получение компенсационных выплат, предусмотренных ранее действующим законодательством, имеют право на компенсации в размерах, установленных новым законом.
Пункт 2 этой же статьи содержит требование о том, что вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004.
Закон Кировской области N 267-ЗО не освобождает муниципальное образование от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.
Как установлено, до настоящего времени нормативные акты, определяющие меры социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, соответствующие требованиям п.2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2005 N 122-ФЗ (то есть не ниже ранее установленных) МО "Верхнекамский район Кировской области" не приняты.
Отсутствие у муниципального образования необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав указанной категории граждан, так как обязанность по финансированию соответствующих льгот и компенсаций не ставится в зависимость от наличия соответствующих финансовых средств.
Ссылка апелляционной жалобы на установление органом местного самоуправления мер социальной поддержки в меньшем размере, за получением которой истец не обращалась, не может быть принята апелляционным судом, поскольку неполучение компенсации, размер которой не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не может влиять на права истца на получение компенсации в предусмотренном федеральным законодательством размере. Доводы жалобы в указанной части основаны на неверном толковании норм права.
Аргумент жалобы о необоснованности взыскания денежной компенсации по оплате расходов Южаковой И.Л. по обслуживанию и текущему ремонту мест общего пользования противоречит тексту ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
С учетом изложенного судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верхнекамского районного суда Кировской области от 24 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.