Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коваленко А.И.,
судей Сайтбурхановой Р.Х. и Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Христич Т.В.,
при секретаре Антонове И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Бузулука Оренбургской области на решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 мая 2012 года по гражданскому делу по иску заместителя Бузулукского межрайонного прокурора в интересах Соловьевой Н.П. к администрации муниципального образования город Бузулук Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Коваленко А.И., заключение прокурора Христич Т.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Бузулукского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах Соловьевой Н.П. к администрации МО г. Бузулук Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального Закона N159-ФЗ от 12.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Проверкой установлено, что Соловьева Н.П. состоит на учете в органах опеки и попечительства администрации МО город Бузулук, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Согласно постановлению администрации МО Бузулук N73-П от 04 марта 2011 года Соловьева Н.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, однако до настоящего времени, в нарушение действующего законодательства жилым помещением администрацией МО город Бузулук Соловьева Н.П. не обеспечена. Просил суд обязать администрацию МО город Бузулук предоставить Соловьевой Н.П. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Малова Е.П. и истец Соловьева Н.П. исковые требования поддержали по изложенным в заявлении основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Потапова Т.К. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Правительства Оренбургской области.
Решением Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 мая 2012 года исковые требования заместителя Бузулукского межрайонного прокурора, действующего в интересах Соловьевой Н.П., удовлетворены. Постановлено обязать администрацию муниципального образования город Бузулук предоставить Соловьевой Н.П. жилое помещение не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области.
В апелляционной жалобе администрация г. Бузулука Оренбургской области просит полностью отменить решение суда, указывая на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со свидетельством о рождении родителями Соловьевой Н.П. *** года рождения, являются - С.П. и П.Г..
Согласно свидетельству о смерти С.П. умер ***.
Решением Бузулукского городского суда Оренбургской области от 07 ноября 2006 года, вступившим в законную силу, П.Г. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Соловьевой Н.П. .
Соловьева Н.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, что подтверждается справкой ООО УК "Служба заказчика". Указанное жилое помещение площадью *** кв.м., в том числе жилой - *** кв.м., после пожара в связи с неудовлетворительным состоянием непригодно для проживания Соловьевой Н.П. согласно актам обследования жилищно-бытовых условий семьи учащегося ГОУ НПО ПУ-4 от 16 ноября 2010 года и обследования сохранности закрепленного жилья за несовершеннолетним от 26 ноября 2009 года.
Как видно из справки ГОУ НПО Профессиональное училище N4 от 04 февраля 2011 года N188, Соловьева Н.П. обучается в указанном образовательном учреждении и находится на полном государственном обеспечении с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2011 года.
Постановлением администрации города Бузулука Оренбургской области N73-П от 04 марта 2011 года Соловьева Н.П. признана нуждающейся в жилом помещении.
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно исходил из того, что в силу положений Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 57 Жилищного кодекса РФ Соловьева Н.П., как относящаяся к указанной выше категории граждан, имеет право на предоставление ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургской области осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года N1853/389-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данное положение распространяется, в том числе, и на случай предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области по договорам социального найма предоставляются гражданам данной категории вне очереди.
Поскольку до настоящего времени Соловьевой Н.П. квартира по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилья не предоставлялись, то решение суда о возложении на администрацию г. Бузулука Оренбургской области обязанности по предоставлению за счет средств субъекта РФ Оренбургской области вне очереди жилого помещение не ниже установленных социальных норм, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация г.Бузулука не вправе распоряжаться денежными средствами бюджета Оренбургской области, программа по обеспечению жильем детей-сирот ответчиком выполняется в пределах финансирования, очередь Соловьевой Н.П. на обеспечение жилым помещением еще не подошла, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, так как указанные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения заявленных исковых требований. Предоставление указанной категории граждан во внеочередном порядке жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия свободных жилых помещений, отсутствия или наличия финансовых средств для этих целей.
Суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными доводы жалобы о нарушении судом процессуальных норм в связи с не привлечением к участию в деле в качестве соответчика Правительство Оренбургской области, поскольку исковые требования к Правительству Оренбургской области, привлеченному к участию в деле в качестве третьего лица, не заявлены, обязанность по предоставлению жилого помещения указанной выше категории граждан возложена законом на органы исполнительной власти по месту жительства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бузулукского районного суда Оренбургской области от 02 мая 2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Бузулука Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.