Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Бузмаковой О.В.
и судей Петуховой Е.В., Опалевой Т.П.
при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 16 июля 2012 г. дело по апелляционной жалобе Кухаренко А.И. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 5 апреля 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Кухаренко А.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в **** г. Перми о признании решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал -отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кухаренко А.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе г. Перми о признании незаконным решения Пенсионного фонда об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности выдать сертификат на материнский (семейный) капитал.
Требование мотивировала тем, что дата у нее родился мертвым сын К 1.
дата родился второй ребенок Кухаренко А.
При подаче заявления в Пенсионный фонд о выдаче сертификата она приложила свидетельство о рождении Кухаренко А.А. и справку о рождении К 1. Считала, что Пенсионным фондом было незаконно отказано в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" связывает возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки с рождением (усыновлением) второго, третьего и последующих детей, начиная с 1 января 2007 года, а не с количеством детей, оставшихся к моменту подачи заявления.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям указанным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал в удовлетворении иска.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Кухаренко А.И.
Указывает на то, что суд, мотивируя свой отказ, указал, что в связи с рождением первого ребенка мертвым у нее не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 256, поскольку законом установлено представление лицами, имеющими право на получение дополнительных мер государственной поддержки именно свидетельств о рождении детей. Однако указанное требование о предоставлении свидетельств о рождении детей в Федеральном законе N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" отсутствует.
Ссылаясь на ч.1 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ, считает, что относится к категории лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки (женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года).
Указывает на то, что в ч. 6 ст. 5 того же Закона приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, и отсутствие свидетельства о рождении ребенка не является обстоятельством, препятствующим получению сертификата либо не дающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Заявляет, что в соответствии с ч.7 ст. 3 Федерального закона N 256 право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.
В предоставленной ею в Управление Пенсионного фонда РФ справке о рождении N ** от 20.10.2011г., выданной отделом ЗАГС администрации **** района г. Перми, указана дата рождения К 1. - ** марта ** года, соответственно была составлена запись акта о рождении ее первого ребенка, а в последующем в связи с рождением ею второго ребенка Кухаренко А.А. дата возникло и право на дополнительные меры государственной поддержки.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что федеральный регистр должен содержать сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство). Полагает, что из вышеприведенной нормы закона следует лишь то, что регистр должен содержать сведения о детях, которые, помимо свидетельства о рождении ребенка, содержатся также и в справке о рождении ребенка, выдаваемой в соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" N 143-ФЗ от 15.11.1997г. вместо свидетельства в случае рождения ребенка мертвым.
Обращает внимание на то, что реквизиты свидетельства о рождении являются в этом случае лишь уточняющими данными, входящими в понятие "сведения о детях", и не могут являться обязательными.
Ссылаясь на п. 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. N 873, указывает на то, что заявление подается с предъявлением в том числе документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей, таковой является и справка о рождении ребенка. Считает, что нельзя связывать формальное требование об указании реквизитов свидетельства о рождении ребенка с наличием у нее права на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренного Федеральным законом N 256-ФЗ.
В обоснование доводов ссылается на кассационное определение Верховного Суда республики Удмуртия от 14.12.2009 года.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.
В соответствие с ч. 1 и ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 года (далее Закон), законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В ст. 3 названного Закона указано, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, имеющих гражданство РФ, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, граждан Российской Федерации независимо от места их жительства.
Согласно ст. 4 Закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр должен содержать, в том числе сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
В ст. 23 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 года N 143-ФЗ (в редакции от 23.07.2008 года) перечислены сведения, которые должно содержать свидетельство о рождении.
Положениями ст. 29 данного Закона предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.
Из материалов дела следует и установлено судом установлено, что истец дата родила ребенка - К 1., ребенок родился мертвым.
дата Кухаренко А.И. родила сына Кухаренко А.А.
13 декабря 2011 года истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в **** районе г. Перми с заявлением о выдаче ей государственного сертификата.
Согласно уведомления Управления Пенсионного Фонда РФ в **** районе г. Перми от 23 декабря 2011 года за N ** Кухаренко А.И. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований, суд обоснованно сделал вывод о том, что в связи с рождением первого ребенка мертвым у истца не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Законом N 256-ФЗ, поскольку законом установлено предоставление лицами, имеющими право на получение дополнительных мер государственной поддержки именно свидетельств о рождении детей. По правильному выводу суда указанное положение не является формальным, поскольку в случае рождения ребенка мертвым, не возникает возможности формирования отношений по предоставлению мер социальной защиты, предусмотренной Законом N 256-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда, поскольку они основаны на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств. Оснований к переоценке обстоятельств спора судебная коллегия не усматривает. Доводы истца фактически сводятся к выражению несогласия с выводами суда, положенными в основу решения, иной правовой оценке норм действующего законодательства, подлежащих применению при разрешении спора, аналогичны заявленным исковым требованиям, приводились истцом при рассмотрении спора по существу, поэтому судебная коллегия не может принять их во внимание.
Учитывая изложенное, отклоняется, как несостоятельный, довод апелляционной жалобы истицы о том, она относится к категории лиц, имеющих право на получение дополнительных мер государственной поддержки (женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года), поскольку оснований для отказа в удовлетворении заявления о вьщаче сертификата на материнский капитал, установленных в ч. 6 ст. 5 вышеназванного Закона, не имеется и отсутствие свидетельства о рождении ребенка не является обстоятельством, препятствующим получению сертификата либо не дающим право на дополнительные меры государственной поддержки.
Указанные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Довод жалобы заявительницы о том, что в предоставленной ею в Управление Пенсионного фонда РФ справке о рождении N ** от 20.10.2011г., выданной отделом ЗАГС администрации Орджоникидзевского района г. Перми, указана дата рождения К 1. - ** марта ** года, и соответственно была составлена запись акта о рождении ее первого ребенка, а в последующем в связи с рождением ею второго ребенка Кухаренко А.А. дата у нее возникло и право на дополнительные меры государственной поддержки, отмену решения суда не влечет.
Законодателем (Федеральный закон N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" от 29.12.2006 года) факту рождения ребенка живым придано значение необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты. Значение этого факта не может быть признано произвольным, оно обусловлено как положениями Конституции РФ, так и целями принятия Федеральных законов "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Кроме того, в целях названного закона свидетельства о рождении каждого ребенка являются необходимыми документами для подтверждения права на дополнительные меры государственной поддержки
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 256-ФЗ от 29.12.2006 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).
Регистр, наряду с иной информацией, также должен содержать сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Исходя из содержания указанной правовой нормы, указанные сведения вносятся в регистр на основании свидетельства о рождении. Указанное положение согласуется с содержанием п. 5 Правил подачи заявления о вьщаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 873, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которому заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), подтверждающих рождение (усыновление) детей, (Правила утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 358 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ") и не противоречит п.6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 октября 2011 г. N 1180н, действующих в настоящее время, согласно которому в заявлении указываются, наряду с иными сведениями, сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство).
При изложенных обстоятельствах оснований для выдачи истице сертификата на получение материнского капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и оснований к отмене решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы заявительницы фактически направлены на иную правовую оценку обстоятельств спорных правоотношений, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылка заявительницы на судебную практику по данному вопросу, отмену решения суда не влечет, поскольку приложенные к апелляционной жалобе судебные постановления, постановлены с учетом иных обстоятельств спорных правоотношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 5 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кухаренко А.И. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 5 апреля 2012 г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.