Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Елецких О.Б.,
судей Мезениной М.В., Овчинниковой Н.А.
при секретаре Роговой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 04 июля 2012 г. дело по апелляционному представлению прокурора Очерского района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 26 апреля 2011 г., которым постановлено:
Прокурору Очерского района Пермского края в удовлетворении требования к Кипринскому сельского поселения Пермского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер к разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля, отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Очерского района Пермского края обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Кипринского сельского поселения Пермского края незаконным и возложении на нее обязанности по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля. В обоснование требования указал, что в силу п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопросам местного значения. Прокуратурой Очерского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" администрацией Кипринского сельского поселения Пермского края. Проведенной проверкой установлено, что администрацией Кипринского сельского поселения Пермского края административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля не разработан и не принят, что в свою очередь является нарушением указанных норм закона. Непринятие административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля существенно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Кипринского сельского поселения.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор Очерского района Персмкого края, ссылаясь на то, что суд при разрешении дела не учел, что в силу норм ст. 6, п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление муниципального контроля отнесено к вопросам местного значения поселений.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Судом установлено, что из справки комитета имущественных отношений администрации Очерского муниципального района от 26 апреля 2012 года следует, что на территории Очерского муниципального района земель муниципального лесного фонда не имеется. Лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Кипринское сельское поселение" на территории Кипринского сельского поселения отсутствуют.
Административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального лесного контроля администрацией Кипринского сельского поселения Пермского края не разработан и не принят.
Разрешая спор, суд, руководствуясь п. 4 ст. 2, п. 3 ст. 3, ч. 1, п. 7 ч. 2 ст. 14, п. 4 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 98, п. 5 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ, пришел к правильному выводу, что у органа местного самоуправления не имеется полномочий по осуществлению муниципального лесного контроля в отношении лестных участков, которые не входят в состав муниципальных земель и расположены на землях государственного лесного фонда.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и отклоняет доводы апелляционного представления о том, что в данном случае муниципальный лестной контроль должен проводить орган местного самоуправления, руководствуясь принципом территориальности, в связи с тем, что леса располагаются на территории поселения.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующего полномочия в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из приведенных норм закона следует, что с включением земель государственного лесного фонда в границы поселения, автоматического перевода земель в муниципальную собственность не происходит. Лесной контроль на землях государственного лесного фонда, в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не органы местного самоуправления.
Положения п. 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому осуществление муниципального лесного контроля отнесено к вопросам местного значения, касаются только лесных участков, находящимися в муниципальной собственности.
В связи с изложенным, незаконного бездействия администрацией Кипринского сельского поселения Пермского края не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора Очерского района Пермского края на решение Очерского районного суда Пермского края от 26 апреля 2011 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.