Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Судневой В.Н.,
судей Филатовой Е.С., Першиной Л.В.
при секретаре Араслановой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02.07.2012 в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Управления *** по Пермскому краю на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.04.2012, которым постановлено:
Признать кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером **, установленную по состоянию на 1 января 2008 года и применяемую в целях налогообложения с 1 января 2010 года, равной его рыночной стоимости в размере 18 153 000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение " ***" в лице филиала по Пермскому краю внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастрового стоимость земельного участка, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером ** по состоянию на 1 января 2008 года в размере 18 153 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Филатовой Е.С., объяснения представителя Управления *** по Пермскому краю Название2.., представителя истца Кривощекова С.А. Б., представителя ФГБУ " ***", изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кривощеков С.А. обратился в суд с иском к Управлению *** по Пермскому краю о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, возложении обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка. В обоснование исковых требований указал, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: **** кадастровым номером **. Как следует из кадастрового плана земельного участка от 17.01.2007, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка составлял 0,139 руб./кв. м, соответственно, кадастровая стоимость земельного участка составляла 27 582 рубля 02 копейки. В 2011 году истцу стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка увеличилась более чем в 1208 раз и составила 33 344 696 рублей или 168,04 руб./кв. м. Установление такой кадастровой стоимости считает незаконным, нарушающим его права и положения п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, согласно которому в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно отчету об оценке от 30.09.2011 рыночная стоимость земельного участка истца по состоянию на 01.01.2008 составляет 18 153 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просит признать кадастровую стоимость земельного участка, установленную по состоянию на 01.01.2008 и применяемую в целях налогообложения с 01.01.2010, равной его рыночной стоимости на 01.01.2008 в размере 18 153 000 рублей; обязать Управление *** по Пермскому краю внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости на 01.01.2008 -18 153 000 рублей (л.д. 104-106).
В судебном заседании представитель истца Б. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления *** но Пермскому краю Название2.. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, согласно которому в 2008 году на территории Пермского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 N 572-П. Результаты оценки, утвержденные данным Постановлением, явились основанием изменения с 01.01.2010 кадастровой стоимости каждого стоящего на государственном кадастровом учете земельного участка, в соответствии с чем кадастровая стоимость земельного участка истца составила 33 443 695 рублей 57 копеек. Результаты выполненных работ прошли согласование в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости на соответствие их требованиям Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307. Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка рассчитана верно. Управление *** по Пермскому краю не является надлежащим ответчиком, поскольку действия Управления по проведению процедуры кадастровой оценки земельного участка истцом не оспариваются, а полномочия по ведению государственного кадастра земель переданы ФГБУ " ***" с 01.09.2011, в связи с чем Управление *** по Пермскому краю не имеет полномочий по внесению изменений в сведения государственного земельного кадастра (л.д. 124,125,136,137).
Представитель ФГБУ " ***", привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, а в дальнейшем - в качестве соответчика, Б.. в судебном заседании с требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым с 01.01.2010 кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 168,54 руб./кв. м, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 N 572-П, то есть в соответствии с требованиями закона. Вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по его уплате может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований (л.д. 84-88).
Третье лицо ООО " ОРГАНИЗАЦИЯ" в судебное заседание своего представителя не направило, представлен отзыв (л.д. 90, 91). Работы по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан и земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства, огородничества и дачного строительства за пределами границ объединений граждан, расположенных вне населенных пунктов Пермского края, выполнялись ООО " ОРГАНИЗАЦИЯ" на основании государственного контракта от 02.06.2008 N1. Согласно п.6.1 технического задания к государственному контракту работы выполнялись в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999 N945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N215, Методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 NП/307.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит Управление *** по Пермскому краю, указывая в апелляционной жалобе на то, что судом сделан ошибочный вывод о том, что изменение кадастровой стоимости явилось, в том числе, следствием действий Управления *** по Пермскому краю. Не принято во внимание, что государственная кадастровая оценка земель в соответствии с п.2 ст.66 ЗК РФ проводится для установления кадастровой стоимости земельных участков. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно п.1 которых организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Управление *** по Пермскому краю и *** не совершали действий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков и на их утверждение. Само по себе представление результатов кадастровой оценки на утверждение органа исполнительной власти Пермского края никоим образом не соотносится с правами и законными интересами гражданина. Кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 N572-П, в результате принятия которого были изменены правоотношения заявителя, связанные с использованием земельного участка, в том числе, налогооблагаемая база. В соответствии с Административным регламентом Роснедвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" проверка результатов выполнения работ на предмет соответствия Методике осуществлена Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Результаты работ по ГКОЗ СОД 2008 года прошли согласование в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости на соответствие выполненных работ требованиям Методики. Включение в государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка является стадией, следующей за стадией принятия Правительством Пермского края постановления от 26.08.2009 N572-П, которое не отменено и не оспорено в установленном порядке. Судом неверно сделан вывод о том, что изменение удельного показателя явилось, в том числе, следствием действий Управления. Управление не может являться надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку действия по проведению процедуры кадастровой оценки земельного участка заявителем не оспариваются. Управление в силу своей компетенции не может признать кадастровую стоимость равной рыночной. Управление не совершало в отношении истца каких-либо виновных действий, и споров по определению рыночной стоимости между Управлением и истцом быть не может, поскольку Управление заинтересованным лицом в данных правоотношениях не является. Неверным является вывод суда о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть внесена по состоянию на 01.01.2008. В случае предоставления и доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и признания судом кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, данные сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
От истца и ФГБУ " ***" поступили возражения и отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, судебная коллегия полагает решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.04.2012 подлежащим отмене в связи с неверными применением норм материального права.
Судом установлено, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: **** площадью 198431,80 кв. м, разрешенное использование - для. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.02.2006 с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 09.07.2002 N138 "О кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий Пермской области" кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере 0,139 руб./кв. м.
На основании заявления Кривощекова С.А. от 22.12.2006 вид разрешенного использования земельного участка установлен "для садоводства".
Постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 N 572-П "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и личного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края", вступившим в силу с 01.01.2010, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 01.08.2008.
Пунктом 2 данного Постановления определено применение кадастровой стоимости, утвержденной настоящим Постановлением, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Пермского края по состоянию на 01.01.2008, вьшолненного ООО " ОРГАНИЗАЦИЯ", отчет соответствует Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307.
На основании указанного Постановления с 01.01.2010 в сведения государственного земельного кадастра внесены изменения в части кадастровой стоимости земельного участка истца.
Согласно отчету об оценке N ** Пермской торгово-промышленной палаты от 30 сентября 2011 года рыночная стоимость земельного участка по адресу: **** площадью 198431,80 по состоянию на 01.08.2008 составила 18153000 рублей при кадастровой стоимости 33344696 рублей.
Удовлетворяя исковые требования Кривощекова С.А., суд первой инстанции руководствовался положениями п.З ст.66 Земельного кодекса РФ, исходил из того, что заявляя требования о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, истец ссылался на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок определения налоговой базы по земельному налогу согласно ст.391 НК РФ является нарушение его прав как собственника этого земельного участка и плательщика земельного налога. Однако, в силу п.З ст.З НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Указывает на то, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рьшочной стоимости, без оспаривания достоверности кадастровой стоимости земельного участка и законности нормативного акта о ее утверждении.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рьшочной стоимости.
В целях реализации указанных положений постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов, приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N215 - Административный регламент по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", приказом Роснедвижимости России от 26.06.2007 NП/0152 -Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Как указано выше, в целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 02.06.2008 N 130-п "О кадастровой оценке земель" и на основании представленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю от 05.05.2009 N04-06/0068 результатов выполненных работ по государственной кадастровой оценке земель Пермского края постановлением Правительства Пермского края от 26.08.2009 N572-п, вступившим в силу с 01.01.2010, утверждена кадастровая стоимость земельных участков граждан и садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства из состава земель сельскохозяйственного назначения на территории Пермского края.
Определение кадастровой стоимости земельного участка заявителя не зависит от их рыночной стоимости, результаты кадастровой оценки, утверждены действующим и не оспоренным нормативным правовым актом Пермского края.
Исходя из норм материального права, государственная кадастровая оценка земель проводится в четко регламентированном порядке с соблюдением органом кадастрового учета нормативно предписанных процедур.
Кривощековым С.А. в данном случае порядок не оспаривается, представляется своя стоимость земельного участка.
В нормативных правовых актах не устанавливается презумпция равенства кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, не устанавливается также презумпция безусловной сопоставимости этих двух видов стоимостей. Ни один нормативный акт не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость. Также в Земельном кодексе РФ не указано, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
То обстоятельство, что установленная, рыночная стоимость спорных земельных участков существенно ниже кадастровой, не может свидетельствовать о недостоверности кадастровой оценки, в том числе, и в части установления удельного показателя кадастровой стоимости, так как критерии рыночной оценки земельных участков не являются тождественными критериям кадастровой оценки и не находятся с ними в прямой взаимосвязи.
С учетом изложенного, выводы суда о необходимости определения рыночной стоимости земельного участка основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем решение суда от 12.04.2012 не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене.
Отменяя решение, судебная коллегия считает возможным принять новое решение об отказе Кривощекову С.А. в удовлетворении исковых требований к Управлению *** по Пермскому краю, ФГБУ " ***" в лице филиала по Пермскому краю" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ****", с кадастровым номером **, установленной по состоянию на 01.01.2008 и применяемую в целях налогообложения с 01.01.2010, равной его рыночной стоимости в размере 18153000; возложении обязанности внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 в размере 18153000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.04.2012 отменить.
Принять по делу новое решение.
Кривощекову Название3. отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению *** по Пермскому краю, ФГБУ " ***" в лице филиала по Пермскому краю" о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: ****, с кадастровым номером **, установленной по состоянию на 01.01.2008 и применяемую в целях налогообложения с 01.01.2010, равной его рыночной стоимости в размере 18153000; возложении обязанности внести изменения в данные государственного кадастра недвижимости, установив кадастровую стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 в размере 18153000 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.