судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Книстяпиной Н.А.,
судей Назейкиной Н.А., Лазарева Н.А.,
при секретаре Поваровой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г.о.Сызрань Самарской области на решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 мая 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора г.Сызрани Самарской области в интересах Петрова Е.Г. к Администрации г.о.Сызрань Самарской области о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о.Сызрань Самарской области предоставить Петрову Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальную выплату на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Сызрани Самарской области обратился в суд с иском в интересах Петрова Е.Г. к Администрации г.о.Сызрань о предоставлении денежных средств для приобретения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям не ниже установленных социальных норм.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Петров Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г.о.Сызрань N от 29.03.2012 года утвержден список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения и имеющих право на внеочередное получения жилья по состоянию на 01.04.2012 года, в котором Петров Е.Г. принят на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поскольку до настоящего времени жилое помещение Петрову Е.Г. не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию г.о.Сызрань предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.о.Сызрань просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ.
В соответствии со ст.85 Бюджетного Кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.
Согласно ст.5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года N152-ГД "Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Согласно п.п.1.2, 3.1, 3.3, 5.3 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года N421 "Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным ст.5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области".
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам, на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства, исходя из даты обращения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.
Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля предоставляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом.
Из материалов дела следует, что Петров Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать - ФИО1 лишена родительских прав на основании решения Димитровградского городского суда Ульяновской области от 10.04.1997 года.
В период с 1998 года по 2005 год Петров Е.Г. воспитывался в "данные изъяты" детском доме, находясь на полном государственном обеспечении.
Постановлением Администрации г.о.Сызрань Самарской области N от 29.03.2012 года Петров Е.Г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Петрову Е.Г. не предоставлено, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, не выделена. Петров Е.Г. жилого помещения на праве собственности не имеет.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается Администрацией г.о.Сызрань.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления прокурора о предоставлении Петрову Е.Г. социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы Администрации г.о.Сызрань Самарской области об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели из областного бюджета, не может быть принят во внимание, поскольку разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 03 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.о.Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.